Рубрики Блоги

Gizmodo: функция «не отслеживать», представленная в браузерах, в действительности бесполезна!

Опубликовал
Кирилл Иртлач

Миллионы людей пользуются настройками конфиденциальности в своем браузере — в частности, кнопкой «не отслеживать» (Do not track, DNT), которая передает сайту требование не собирать данные о пользователе. Согласно исследованию Forrester Research, четверть взрослых американцев используют эту функцию. Кроме того, Google, Microsoft, Apple, Mozilla рекламируют DNT в своих браузерах в качестве демонстрации «приверженности защите конфиденциальности пользователей».

Однако в действительности функция практически не работает: в абсолютном большинстве случаев браузеры отправляют требование, по сути, в никуда.

Что случилось?

Функцию «не отслеживать» впервые представили десять лет назад — она должна была стать мерой по защите прав потребителей в интернете, чтобы помочь им освободиться от навязчивой рекламы и сбора данных. Однако исследователи выяснили, что сегодня только несколько сайтов придерживаются запретов — среди них Pinterest и Medium (при включенном DNT Pinterest не станет отправлять данные за пределы сайта для таргетинга рекламы и не будет отслеживать местоположение, а Medium не отправит информацию третьим лицам).

Компании Yahoo и Twitter поначалу воинственно уверяли, что будут соблюдать требование пользователей, однако позже отказались от этого. Более того, самые популярные сайты в интернете — от Google и Facebook до Pornhub и xHamster — никогда не придерживались функции «не отслеживать». Так, Facebook невозбранно продолжает собирать данные при включенном DNT, оправдывая свои действия тем, что «предоставляет пользователям другие способы контролировать, как компания использует данные для рекламы».

Курс Digital Marketing від Mate academy.
На курсі ви навчитесь запускати рекламу в кабінтеах Facebook/Instagram та Google. Ви також познайомитися з SEO та Email marketing. Це ті навики які найчастіше просять ІТ компанії від Junior Marketers. А ми вас не лише навчимо, а й працевлаштуємо!
Дізнатися більше про курс

«Очень жаль, что компании игнорируют мнение пользователей и не уважают их выбор», — говорит Андрес Ариетта, представитель Electronic Frontier Foundation.

Весьма иронично, что в браузере Chrome от Google функция «не отслеживать» присутствует, но при этом сам Google ее не придерживается, пишет издание Gizmodo. Поисковый гигант отмечает, что пользователи могут контролировать свои данные самостоятельно и отказаться от персонализированной рекламы в настройках аккаунта. Там же можно регулировать интересы, на которые ориентируются алгоритмы при показе рекламы.

«DNT — это во многих отношениях неудачный эксперимент, — заявил Джонатан Майер, доцент компьютерных наук в Принстонском университете. — Возникает вопрос, а не пора ли объявить о неудаче, вывести эту функцию из браузеров и двигаться дальше?».

Похожего мнения придерживается глава поисковика DuckDuckGo Гейб Вайнберг. Он полагает, что ситуация требует государственного вмешательства, по результатам которого компании юридически обяжут соблюдать пожелания пользователей. Вместе с тем, пока госрегуляторы молчат, функцию следует удалить, так как она «вводит в заблуждение и дает ложное чувство безопасности».

В то же время, ряд компаний еще питает надежду в отношении DNT.

«Mozilla всегда поддерживала концепцию функции «не отслеживать», однако разочарована тем, что отрасль ее не приняла, — сказал Питер Долянски, продакт-менеджер подразделения Mozilla, ответственного за браузер Firefox. — Однако, мы не считаем, что функцию нужно убрать — вместо этого мы решили создать собственный инструмент, эффективность которого не будет зависеть от владельцев сайтов».

Аналогичные усилия прилагает Apple, которая также намерена разработать свой «независимый» вариант DNT.

Почему так произошло?

По словам Арвинда Нараянана, профессора Принстонского университета, корень проблемы DNT лежит в том, что индустрия рекламных технологий сегодня совершенно не заинтересована в достижении консенсуса с приверженцами конфиденциальности и другими сторонами, поддерживающими пользователей в их праве на приватность.

«Представители индустрии рекламы попросту не обязаны этого делать, — объясняет Нараянан. — Примечательно, что в 2011 году, когда возникла угроза закрепить выполнение предписаний функции DNT на законодательном уровне, рекламодатели вдруг решили сесть за стол переговоров. Однако постепенно эта угроза сошла на нет: переговоры создали иллюзию процесса саморегуляции и тем самым вытеснили необходимость регулирования».

Еще одна причина, по которой DNT сегодня не работает, — отсутствие стандарта реакции на запрос.

«Никто не знает, как следует реагировать на это требование, поэтому многие крупные сайты, такие как Reddit, решили просто его игнорировать», — пишет Gizmodo.

Мнение рекламодателей

Справедливости ради отметим, что рекламные сервисы, которые выступают против DNT, аргументируют свою позицию тем, что полноценное развертывание функции «убьет развитие интернета».

«По нашему мнению, DNT — слишком ограниченный инструмент, не позволяющий пользователям, к примеру, выделять доверенные сайты. Он работает по принципу «все или ничего», и в этом его огромный минус», — заявил Деннис Буххайм, старший вице-президент исследовательского подразделения рекламной группы IAB.

Вместе с тем, он добавил, что его компания готова рассмотреть альтернативные варианты функции, которые устроили бы все заинтересованные стороны.

Впрочем, как утверждает Gizmodo, тормозя развитие DNT (которое могло привести в том числе к созданию лояльного к рекламным площадкам стандарта), рекламодатели в конечном счете просто «выстрелили себе в ногу»: осознав, что функция «не отслеживать» бесполезна, пользователи начали массово переходить на использование блокировщиков рекламы, тем самым решая проблему наиболее радикальным способом.

Источники: hightech.fm, Gizmodo

Disqus Comments Loading...