Кимбал Маск разбогател, работая совместно со своим старшим братом. Теперь ему 45 лет и он скупает земли по всей Америке. Он верит в экологически чистую «настоящую еду», которая должна в прямом и переносном смысле слова кормить и потребителей, и фермеров, и США, и планету в целом. В его бизнесе, как и в бизнесе брата, на первый план выходит стратегия, идея и маркетинг.
Основная цель Кимбала — сделать портативные вертикальные фермы мейнстримом. Для этого около года назад он запустил фермерский акселератор Square Roots. В ноябре прошлого года совместно со своим давним знакомым Тобиасом Пеггсом он собрал первый набор предпринимателей, готовых изучать основы городского фермерства.
«У выпускников будет возможность начать реальные проекты и создать процветающий бизнес по выращиванию растений — перед ними откроются бескрайние возможности», — заявил тогда Кимбал.
Каждый участник акселератора получил от компании стальной грузовой контейнер площадью 30 квадратных метров с вертикальными системами для выращивания растений, ирригационными системами и набором синих и розовых светодиодов. Каждый контейнер позволяет еженедельно выращивать 22,6 кг листовых овощей (или до 50 тыс. кочанов салата-латука в год), затрачивая лишь 30 литров воды ежедневно, получая в конечном счете урожай соизмеримый с полем площадью 0,4 гектара.
Именно такие городские фермы приобретут популярность в большинстве городов мира, уверены создатели Square Roots. По их словам, вертикальные фермы не вредят окружающей среде, используют меньше места, экономичные с точки зрения использования ресурсов и дают урожай круглый год.
Любопытно, что компания Маска напрямую соединяет начинающих фермеров с покупателями, а часть прибыли берет себе.
«Мы хотели создать модель, которая помогла бы вывести мелкое городское фермерство на новый уровень и соединить каждого потребителя напрямую с фермером», — рассказывает Пеггс.
Недавно Square Roots привлекла $5 млн на посевном раунде инвестиций. Кроме этого, программу поддержало Министерство сельского хозяйства США, которое предоставляет небольшие займы для покрытия стартовых операционных расходов.
На полученные деньги акселератор планирует построить крупные кампусы с контейнерными фермами в нескольких городах Америки. К 2020 году Square Roots надеются охватить 20 городов.
Отметим, что первую партию городских фермеров Square Roots уже выпустил в начале этого месяца. Сейчас акселератор принимает заявки на прием во вторую группу. Длительность их обучения составит 13 месяцев.
Стартап не опасается конкуренции. Его цель — создание новой «важной» системы производства и поставок продуктов, которая «улучшит условия жизни на всей планете».
«Одна компания, которая подорвет всю пищевую промышленность, или несколько тысяч компаний, работающих сообща? Мы делаем ставку на второе», — заметил Пеггс.
Впрочем, не стоит думать, что предприниматель хочет просто раскидать инновационные вертикальные фермы по США и всему миру. Кимбал планирует создать целую инфраструктуру: центры обучения, продвижение новой философии питания, венчурные программы, специальные акселераторы. Его система, считает он, должна полностью изменить сегодняшнее американское сельское хозяйство, да и в целом американские привычки в еде.
«Еда — это прекрасный подарок, который мы дарим друг другу три раза в день, — заявил он. — Но сложно представить более ужасную систему питания, чем ту, что мы имеем сегодня».
Кимбел говорит, что food space — так называют индустрию питания в Кремниевой долине — вдохновляет его сейчас абсолютно также, как интернет в 1995 году.
«Мы никогда не видели вокруг еды инноваций сегодняшнего масштаба», — утверждает он.
Интересно, что Маск-младший, словно политик или миссионер, активно путешествует по штатам со своей идеей о пищевой промышленности будущего. В этом году он побывал на 50 крупных конференция, связанных с продуктами питания и бизнесом. При этом он тратит миллионы долларов на свои портфельные компании и поддержку других проектов.
Его некоммерческая организация, созданная еще в 2011 году, установила уже 425 учебных огородов в детских садах и школах, чтобы дети с юного возраста получали представление об основах сельского хозяйства и знали, как появляется «настоящая еда».
Кимбал говорит, что для любого бизнеса важна возможность масштабирования. Все предыдущие компании, пытавшиеся продвигать идею о правильной пище, не получили достаточного результата, потому что не могли масштабировать свою модель, а он уверен, что сможет.