Рубрики Блоги

О превратностях роуминга или как не потерять все деньги

Опубликовал Тарас Мищенко


Все слышали эти страшные истории о том, как человек в роуминге включил телефон, и у него сразу списало сто тысяч миллионов гривен? К таким новостям обычно относишься скептически, так как в конечном итоге оказывается, что абоненты сами виноваты в своих бедах, где-то что-то не отключили в настройках. Но когда с этим сталкиваются знакомые или родные или даже ты сам, возникает желание разобраться, за что все-таки оператор может списать деньги в роуминге. Может ли он ошибиться? Кто виноват? И что делать?

За ответами на эти вопросы я обратился к оператору, у которого обслуживаюсь сам, но, фактически, так работают все украинские компании, предоставляющие услуги мобильной связи и роуминга. В департаменте корпоративных связей «Киевстар» мне вопрос о списании денег в роуминге прокомментировали следующим образом:

«Основанием для списания средств со счета абонента является исключительно сам факт потребления услуги, будь то звонок, SMS-сообщение или интернет-трафик, прошедший через SIM-карту. Тарификация услуг осуществляется в соответствии с тарифным планом, который использует абонент».

В «Киевстар» утверждают, что ошибок в работе оборудования быть не может, все данные фиксируются и абоненту доступны детальные отчеты о том, на что и когда он потратил деньги. Таким образом, фальсификаций и подлогов быть не может, уверены в компании. Из всего этого вытекает, что в случае конфликтной ситуации оператор не станет брать вину на себя, разве что у абонента найдутся «железные» аргументы своей правоты. Но, как правило, в системе действительно фиксируется звонок или передача данных, которые съедают деньги на счету. В итоге, уходя в минус абонент остается один на один с оператором, и ему остается либо отстаивать свои права в суде, либо идти на мировую. В данной ситуации НКРСИ или любой другой государственный орган не может выступать посредником, у них просто нет соответствующих полномочий.

Одной из самых больших проблем для абонентов является даже не тот факт, что на счету может оказаться минус, а то, что он может быть значительным. У «Киевстар», к примеру, есть существенные отличия между тарификацией контрактных абонентов и тех, кто использует prepaid-пакеты.

«В случае с prepaid-абонентами существует возможность в онлайн режиме отслеживать состояние счета даже за рубежом, и блокировать услугу сразу после достижения барьера. Это происходит благодаря применению CAMEL-протокола, который позволяет управлять действиями абонента «Киевстар». Если на счету абонента недостаточно средств, система не позволит SIM-карте воспользоваться услугами.  Что касается биллинга контрактных абонентов, то здесь отсутствует техническая возможность в онлайн режиме фиксировать траффик абонентов. Это связано с тем, что роуминг-партнеры передают свои ТАР-файлы (Transferred Account Procedure) не немедленно, а через некоторый промежуток времени, оговоренный в договорах с партнерами. Отдельные мобильные операторы, например, из России, передают ТАР-файлы оперативно – до 2 дней, с европейскими коллегами обмен данными происходит дольше. При этом операторы-партнеры не имеют данных о лимитах наших абонентов и оказывают услуги связи до получения ответного сообщения на направленный ТАР-файл. Но за время задержки передачи файлов размер долга абонента может быть уже значителен. Такая задержка может происходить в течение 45 дней» — прокомментировала ситуацию Жанна Пархоменко, директор по корпоративным связям «Киевстар».

Исходя из этого получается, что несмотря на всю приоритетность контрактных абонентов, в роуминге это не работает. Из-за задержки биллинга абонент может уйти в практически неограниченный минус. При всем этом, лимит в роуминге не срабатывает из-за задержки, и в суде это не станет аргументом в пользу абонента, так как по условиям договора оператор не обязан отключать услуги после превышения лимита. Так что в следующую командировку или в отпуск я лучше поеду с prepaid-номером, чего и вам советую.

Основной причиной того, что со счета в роуминге исчезают деньги в «Киевстар» называют мобильный интернет:

«В последнее время возросла актуальность вопроса пользования GPRS-интернетом в роуминге. Это связано с ростом использования смартфонов в Украине и увеличением использования услуг по передаче данных (интернета в роуминге). Современные смартфоны на Android и iOS спроектированы очень дружелюбно к пользователю – все сервисы очень легко включаются, функционируют очень просто и делают жизнь своего владельца легкой и приятной. За этим стоит и потребность постоянно находиться онлайн, подкачивать обновления, синхронизировать почту, календарь, профили в социальных сетях и т.д. В то же время, это порождает необходимость более тщательного подхода абонента к своему устройству. Мы постоянно стараемся доносить до абонентов следующую информацию:

— Необходимо детально изучить принцип работы мобильного устройства, найти раздел, в котором можно отключить передачу данных.

— Можно обратиться в колл-центр «Киевстар», где сотрудники дадут все необходимые советы по настройке вашего смартфона.

— Если нет необходимости использовать интернет-сервисы, находясь за границей, отключать передачу данных и синхронизацию устройства через интернет».

Спорные вопросы, как я уже писал выше, оператор с абонентом может решать лично, либо через суд. Но в «Киевстар» утверждают, что судебная тяжба – это крайняя мера, как правило, подобные вопросы удается решить мирно.

«Мы работаем в строгом соответствии с действующим законодательством в сфере телекоммуникаций. Все расчеты производятся автоматически, в соответствующей биллинговой системе. Поэтому ошибок не бывает. Но случается недопонимание со стороны абонентов, которое требует пояснения со стороны оператора относительно полученных абонентом услуг.

Существует определенная процедура, которая заключается в следующем:

  1. Абоненту  нужно обратиться в центр обслуживания абонентов и запросить детальную  информацию о движении средств по счету; сотрудники ЦОА изучат: а) какие услуги были потреблены; б) как осуществлялась их тарификация (в роуминге действуют тарифы операторов-партнеров, которые отличаются от действующих в Украине) и предоставят пояснение.
  2. Если вопросы остались неясными для клиента, то ему следует написать письменное обращение. В свою очередь «Киевстар» проводит проверку корректности начисления оплаты за предоставленные услуги роуминг-партнерами в стране пребывания абонента (изучаются данные биллинга и TAP-файлы).
  3. Абоненту предоставляется пояснение относительно услуг, которые им были получены и их тарификации. Предоставляются также выдержки из законодательной базы, регулирующие эти вопросы.

Как правило, детальный анализ снимает все неясные и проблемные вопросы со стороны абонента.  Однако каждый случай индивидуален и в ситуации, когда абонент отказывается оплачивать какие-либо полученные услуги, то единственным способом разрешения данного конфликта является обращение в суд.  Еще раз подчеркнем, однако, что судебное разбирательство является крайней мерой  и мы предпринимаем  все необходимые усилия для того, чтобы прояснить ситуацию для клиента» — объяснила Жанна Пархоменко, директор по корпоративным связям «Киевстар».

В итоге, от себя могу резюмировать, чтобы не уйти в нереальный минус в роуминге, стоит следовать  нескольким простым правилам:

  1. Не ехать за границу с контрактным номером, лучше купить prepaid-пакет или TravelSIM, так как prepaid может не работать в роуминге во всех странах
  2. Детально изучить свой телефон на предмет отключения мобильного интернета
  3. Позвонить оператору и убедиться в том, что у вас не активированы дополнительные сервисы, такие как переадресация или автоответчик

Фото kalleboo

Опубликовал Тарас Мищенко

Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.

Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.