Американская компания Sarcos Robotics опубликовала ролик, в котором продемонстрировала возможные сценарии применения полноразмерного экзоскелета собственной разработки Guardian XO для выполнения различных видов физических работ, таких как погрузка сумок и ящиков на ленту транспортера и стеллажи, перемещение тележек с тяжелом грузом и монтаж колес.
Примечательно, что в видео показаны не гипотетические варианты использования аппарата, а те задачи, которые Guardian XO уже выполняет на практике: по словам Sarcos Robotics, ее экзоскелет в настоящее время тестируют «многие коммерческие компании и государственные организации», в частности, авиакомпания Delta Air Lines, которая в рамках пилотного проекта изучает потенциал использования Guardian XO для погрузки багажа.
Как можно заметить на демонстрационном видео, в зависимости от типа груза, который требуется переместить, операторы разработанного Sarcos Robotics экзоскелета используют разные насадки на роборуки. Так, для чемоданов и тяжелых ящиков с веревочными ручками используются длинные крючья, а для перекладывания покрышек — насадка с двумя загнутыми вниз пластинами. Кроме того, в ролике показано, что оператор может в любой момент отпустить рукоятку управления роборукой, после чего последняя застынет на одном месте, и выполнить какие-то мелкие действия самостоятельно.
Отметим, что Sarcos Robotics занимается разработкой полноразмерного экзоскелета на протяжении последних 20 лет. Долгое время прототипы компании были на гидравлике, что делало их крайне громоздкими, сложными в управлении и «прожорливыми» в плане энергопотребления — во время работы они поглощали до 6,8 кВт•ч энергии. С развитием робототехники и электрических силовых установок у американских изобретателей появилась возможность перейти на электроприводы, которые позволили снизить энергетические «аппетиты» робокостюма до приемлемых 500 Вт•ч, а также существенно уменьшить габариты его аппаратной составляющей, перевести решение на использование аккумуляторов с возможностью быстрой замены и сделать устройство достаточно интуитивным в управлении. Впервые о том, что Sarcos Robotics вплотную приблизилась к созданию серийной версии экзоскелета, стало известно в начале прошлого года, а уже в конце 2019 робототехническое предприятие представило модель, получившую название Guardian XO.
Отдельно в Sarcos Robotics подчеркивают, что Guardian XO не призван заменить вилочные погрузчики, краны и другие механизмы для подъемов и перемещений тяжелых грузов. Его задача — облегчить ежедневные нагрузки на тело грузчика, а также позволить одному человеку манипулировать объектами, для поднятия и перемещения которых сегодня требуется несколько работников. Отмечается, что в результате использования экзоскелета производительность сотрудника увеличивается в 4-8 раз, а кроме того, уменьшается вероятность получения травмы. Вдобавок, у компаний появляется возможность нанимать для выполнения тяжелой физической работы более старых работников, производительность которых благодаря робокостюму будет не ниже, чем у их более молодых коллег. Что касается стоимости Guardian XO, то Sarcos Robotics собирается распространять решение по подписке стоимостью, «сравнимой с зарплатой одного сотрудника». Указывается, что такая модель оплаты должна быть более удобной для клиентов робототехнического предприятия, поскольку не требует значительных изначальных капиталовложений и может легко масштабироваться в зависимости от изменяющихся потребностей оформившей несколько подписок компании.
«Позволяя одному сотруднику выполнять работу за несколько человек с уменьшенной вероятностью травмирования и стоя при этом, как зарплата одного дополнительного работника, Guardian XO, таким образом, уверенно и быстро отбивает вкладываемые в него средства», — заявляют в Sarcos Robotics.
Причина, по которой американские разработчики по-прежнему остаются приверженными концепции экзоскелета вместо того, чтобы начать разрабатывать полноценных индустриальных роботов, исключающих присутствие человека, состоит в том, что, по их мнению, возможности современной автономной и дистанционно управляемой робототехники в плане скорости реакции, способности адаптироваться к переменчивым условиям рабочей среды и умения выполнять деликатные работы весьма ограничены. Экзоскелеты же лишены этих недостатков, поскольку в них совмещаются естественная человеческая ловкость и сила робота.
Начало серийного производства и первые поставки Guardian XO запланированы на конец этого года (сейчас инженеры ждут обратной связи от компаний, испытывающих экзоскелет на практике, чтобы при необходимости внести в него последние усовершенствования), и в Sarcos Robotics уже наметили работу над следующей версией аппарата. Любопытно, что в дальнейшем американские изобретатели собираются разработать робокостюм с мощностью, урезанной в сравнении с Guardian XO в два раза. Инженеры подчеркивают, что не всем их потенциальным клиентам требуются экзоскелеты, справляющиеся с грузами массой до 91 кг — некоторым будет достаточно устройств, способных поднимать грузы до 45 кг, при этом менее мощные аналоги Guardian XO будут обладать меньшим весом и лучшей энергоэффективностью, что, по задумке, сделает их еще привлекательнее в глазах присматривающихся к экзоскелетам компаний.
Источник: N+1