Рубрики Блоги

Телевизоры Sharp любят желтый цвет

Опубликовал
Тарас Олейник

Побывал сегодня на презентации новой линейки ЖК-ТВ компании Sharp, выполненных по ее собственной технологии Quattron, о чем и хочу поделиться впечатлениями.

Вкратце суть данной концепции можно изложить следующим образом: традиционные ЖК-панели формируют пиксель изображения с помощью триады из R-, G- и B-субпикселей — так называемых основных цветов (primary colors). Sharp же решила добавить к ним четвертый, желтый субпиксель. Соответственно, их схема формирования цвета обозначается RGBY (или, что то же самое, RGYB).

Вообще говоря, цвета cyan, magenta и yellow в системе RGB считаются вторичными (secondary), а их формирование производится смешением соответствующих первичных в одинаковых пропорциях. Так, чтобы получить желтый цвет в системе RGB, нужно смешать красный и зеленый; чтобы получить циан, смешиваем зеленый и синий, а для магенты потребуются красный и синий. Все это нам наглядно показывает красивая иллюстрация из Wikipedia.

Спрашивается, если уж добавлять к RGB-модели дополнительный цвет, то почему выбран именно желтый? Чем хуже были бы варианты RGBC или RGBM? И наконец, почему бы не перейти к шестицветной модели, и не сделать матрицу с субпикселями как основных, так и дополнительных цветов — RGBCMY? Вопросы достаточно риторические, чтобы отвечать на них всерьез. Но нам, практикам, интереснее другие: что дает технология Quattron в реальном использовании?

Онлайн-курс "Предметний дизайн" від Skvot.
Навчіться створювати функціональні, трендові та ергономічні дизайни меблів та предметів інтер’єру.
Детальніше про програму курсу і лекторів

Маркетинговые специалисты Sharp убеждают, что без Quattron мы доселе не могли видеть на наших ТВ-экранах "настоящий" желтый цвет. Дескать, в RGB-системах отображения он всегда формируется из пары основных цветов, поэтому подвержен искажениям и не так натурален, как в жизни. Но это, так сказать, лирика; а как это выглядит с технической точки зрения?

С технической точки зрения к цветопередаче телевизоров высокой четкости предъявляются стандартизированные требования. Наиболее употребимым является стандарт ITU-R Recommendation BT-709, описывающий точку белого и координаты основных цветов в абсолютном цветовом пространстве CIE 1931. Исходя из этого стандарта, можно предположить, что цветовой охват типового HDTV должен представлять собой треугольник, вершины которого соответствуют указанным координатам точек R, G и B, внутри которого находится точка белого цвета — D65.

Так вот, для Sharp Quattron это больше не так. Цветовой охват телевизоров, выполненных по схеме RGBY, представляет собой уже не тре-, а четырехугольник, новой вершиной в котором выступает желтый цвет. Вот слайд из презентации, иллюстрирующий это (серый треугольник — HDTV-стандарт, красный — цветовой охват телевизора Sharp с технологией Quattron):

И вот тут-то начинается самое интересное. Внимание, вопрос: как вы думаете, получая на вход (грубо говоря) только три значения для каждого RGB-пикселя картинки, откуда электронике ЖК-панели удается получить четвертое — для желтого цвета? Не поверите — она его придумывает! 🙂 Ну то есть, разумеется, "вычисляет" — но даже глядя на иллюстрацию, несложно понять, что желтый цвет в точке 1 никак не удастся получить простыми арифметическими операциями из значений для зеленого и красного цветов. Следовательно, задействуются некие "умные" адаптивные алгоритмы…

Признаться, я по натуре консерватор, и полагаю следование промышленным стандартам своего рода правилами хорошего тона для производителей бытовой электроники. С другой стороны, Sharp тоже можно понять. Стандарт Rec.709, равно как и аналогичные ему SMPTE-C и EBU, с целью унификации возможностей воспроизводящей аппаратуры предусматривает довольно узкий цветовой охват — сравнимый с sRGB для ЖК-мониторов. Этого действительно недостаточно для достоверной передачи некоторых оттенков, особенно вторичных цветов. А меж тем технологии производства ЖК-панелей ушли вперед, и сегодня никого не удивишь расширенным охватом, сравнимым с Adobe RGB либо NTSC.

Да вот только… Полагаю, отвечающий за цветокоррекцию видеоинженер какой-нибудь ТВ-студии наверняка сильно удивится, увидев результаты работы Quattron на собственном материале. Ведь что будет с картинкой, которая изначально оптимизировалась именно под существующий стандарт, если показать ее на RGBY-панели с расширенным охватом?

Мне кажется, я уже знаю ответ на этот вопрос, так как повидал много мониторов с расширенным охватом, не оснащенных режимом обратной совместимости с sRGB. Но пока не стану озвучивать свои прогнозы — тест одной из моделей Sharp Aquos с технологией Quattron уже запланирован на не очень отдаленное будущее.

Вот и поглядим.

Disqus Comments Loading...
Поделитесь в соцсетях
Опубликовал
Тарас Олейник