Экономисты Джон Барриос из Чикагского университета в Иллинойсе и Яэль Хохберг и Ливия И из Университета Райса в Хьюстоне обнаружили, что райдшеринг связан с ростом числа смертельных ДТП.
Как сообщается, за основу исследования ученые взяли данные о смертельных ДТП в 2955 американских городах, собираемые Национальным управлением безопасностью движения США. Затем эти данные были сопоставлены с информацией о том, когда Uber и Lyft запускали свои сервисы в том или ином населенном пункте. Дополнительно исследователи изучили в этих городах число поставленных на учет автомобилей, уровень потребления топлива, выбросы углекислого газа, количество времени, которое водители тратили в дороге, а также среднюю продолжительность поездок.
В результате, с момента запуска сервисов райдшеринга по всем измеряемым показателям был зафиксирован рост, но самое трагичное — количество смертельных ДТП увеличилось на 2-3%. Причем в большей степени это касалось «больших городов» с высокой численностью населения, а также «бедных городов» с небольшим подушевным доходом.
«Десятилетиями в США наблюдался заметный спад ДТП со смертельным исходом. В 2010 стране даже удалось достигнуть уровня поздних сороковых, когда автомобилей было гораздо меньше. Тем не менее, ситуация резко изменилась в 2014 году: как раз когда американские города начали резко захватывать райдшеринговые сервисы — Uber, Lyft и их аналоги», — заметили исследователи.
Ученые, разумеется, не стали делать однозначный вывод о виновности Uber или Lyft — ведь корреляция не означает причинно-следственной связи. Помимо этого, они признали, что райдшеринг, как феномен, имеет определенные преимущества: в частности, увеличивает транзитные мощности населенных пунктов, а также предоставляет водителям возможность гибкого дополнительного заработка. В то же время, исследователи призвали обратить внимание «и на обратную сторону медали».
Эксперты, однако, высказали полное несогласие с исследованием, заявив, что в росте числа смертельных ДТП может быть задействована масса других неучтенных факторов. Так, экономист Джо Кортайт из консалтинговой компании Impresa отметил, что в 2014 году в США, среди прочего, имело место снижение цен на топливо, что также могло подстегнуть более частые поездки и покупку новых авто.
«Кроме того, в сельских районах, где отсутствуют сервисы райдшеринга, наблюдается еще больший рост числа ДТП со смертельных исходом, чем в отобранных для исследования городах», — добавил специалист.
Операторы райдшеринга также назвали результаты ошибочными — что, в принципе, вполне ожидаемо. Они отметили, что сервисы райдшеринга, напротив, способствуют повышению безопасности на дорогах, поскольку, к примеру, позволяют пьяным людям добираться домой без необходимости садиться за руль.
«Мы делаем все возможное, чтобы люди относились к своей безопасности серьезно», — прокомментировали исследование в Uber.
Источники: Science, hightech.plus