Алгоритмы социальных сетей не дают продвигать науку в интернете – исследование

Опубликовал
Максим Григор'єв

Неутешительное исследование, появившееся в журнале Science, рассказывает о проблемах популяризации науки в Сети. Двое ученых из Исследовательского института Моргриджа (Висконсин, США) – Доминик Броссар и Дитрам А. Шойфеле – признали катастрофическое влияние алгоритмов соцсетей на продвижение научных идей.

По их словам, еще 10 лет назад они предупреждали о проблемах онлайн-коммуникации в интернете. Тогда ученые призывали провести исследования для улучшения ситуации. Сейчас же они признают, что началась новая эпоха и реалии полностью изменились.

«Микроцелевая информация все больше доминирует в соцсетях, она отбирается и распределяется алгоритмами на основе демографических данных аудитории, большого количества цифровых данных и другой информации о потребителях. Ученые медленно адаптировались к смене в экосистеме научной информации — изменениям, которые вряд ли повернутся вспять», — пишут Броссар и Шойфеле.

Многие ученые рассматривают коммуникацию в Сети как «инструмент для устранения информационной асимметрии между экспертами и непрофессионалами». Они ведут блоги, твиты и публикуют подкасты и видео, продвигая научные идеи. Пандемия COVID-19 даже способствовала интересу общественности к науке. Но исследования показывают, что алгоритмы социальных сетей будут минимально продвигать ученых, которые загружают контент на TikTok или YouTube, каким бы интересным он ни казался.

Онлайн-курс "Стратегічний маркетинг" від Laba.
Навчіться збільшувати ROI компанії, відстежувати тренди просування та завойовувати нові ринки завдяки комплексній маркетинговій стратегії.
Програма курсу і реєстрація

Одна из задач научного мира, считают исследователи, освободиться от «информационной гомофилии». С первых дней существования интернета научное сообщество кучковалось по интересам и направлениям. Это тоже формировало «информационные пузыри», в которых находились ученые.

«Такая «самосортировка» имеет еще один, более тонкий эффект разрозненности. Соцсети дают научным журналистам, ученым и другим связанным с наукой людей искушение подписываться и ретвитить друг друга в среде, которая сильно отличается от остального общества. Потому важные научные открытия обычный человек может и не заметить».

Исследования показывают, что сообщения в социальных сетях о прорывных инфекциях, вызванных коронавирусом, или тяжелые побочные реакции на вакцины против COVID-19, останутся в памяти людей намного эффективнее, чем страницы достоверных статистических данных.

Авторы признают, что в настоящее время наука мало что может сделать, чтобы избежать этой проблемы. Решение проблемы они видят в партнерстве между научным сообществом, платформами соцсетей и демократическими институтами. Но это больше похоже на борьбу с симптомами, чем с основной проблемой.

Disqus Comments Loading...