30 апреля (как водится, в пятницу, перед выходными) Европейская комиссия предъявила Apple официальные обвинения в нарушении антимонопольного законодательства и ограничении конкуренции в ее собственном магазине приложений App Store.
16 июня 2020 года Европейская комиссия открыла два антимонопольных расследования в отношении Apple: у европейских антимонопольщиков возникли вопросы к работе магазина App Store и платежного сервиса Apple Pay. Расследование, касающееся App Store, стало ответом на жалобу Spotify из-за несправедливого размера комиссии и ограничений конкурирующих сервисов.
Решение по делу App Store не стало большой неожиданностью — еще в начале марта Reuters сообщало, что антимонопольные органы ЕС уже дописывают акт по жалобе Spotify и вскоре выдвинут Apple официальные обвинения, а Financial Times накануне сообщило, что объявления будут предъявлены до конца недели. И вот это произошло.
Apple признали виновной по двум пунктам. В частности, Еврокомиссия пришла к выводу, что компания использовала незаконные методы, не позволяя разработчикам использовать другие системы покупок в приложениях, кроме собственной с обязательной комиссией в размере 30%, и информировать пользователей о других вариантах покупки вне приложений. По мнению Еврокомиссии, этими действиями Apple спровоцировала рост цен на подписки и нанесла финансовый ущерб обычным пользователям.
«Большинство провайдеров потокового вещания перекладывали эту плату на конечных пользователей, повысив цены».
говорится в сообщении Европейской комиссии.
Это начальный, формальный этап антимонопольного разбирательства против Apple — теперь ей предоставляется возможность оспорить обвинения. Маловероятно, что Европейская комиссия в конечном итоге откажется от обвинения после апелляции Apple. За нарушение антимонопольного законодательства Еврокомиссия может накладывать штраф в размере до 10% годового оборота, что в случае Apple равно $27,5 млрд. Важно оговорить, что это допустимая верхняя граница и обычно регулятор ограничивается штрафами поменьше. Сейчас «рекорд» удерживает Google — в 2018 году поискового гиганта оштрафовали на €4,34 млрд из-за ограничений на предустановку приложений на Android-смартфонах (этот и еще два других штрафа сейчас оспариваются компанией).
Каким бы в итоге не оказался штраф, едва ли это станет большой проблемой для Apple, учитывая ее доходы. Но помимо штрафа в таких случаях Еврокомиссия обязывает устранить выявленные нарушения. То есть, Apple потребуется изменить нынешнюю модель работы App Store в ЕС, и это может оказаться куда более серьезным ударом, чем сам штраф.
Кроме того, с учетом того, как устроена судебная система Европы (можно подавать бесчисленные апелляции), скорее всего, нас ждет очередное многолетнее судебное разбирательство.
Конфликт Apple и Spotify по своей сути аналогичен противостоянию Apple и Epic, и сводится к политикам и 30-процентной комиссии App Store. Примечательно, что ЕС предъявил Apple официальные обвинения в нарушении антимонопольного законодательства накануне судебного заседания по делу Epic Games и Apple (3 мая).
В Spotify ожидаемо поприветствовали решение Еврокомиссии, назвав его «важным шагом к тому, чтобы привлечь Apple к ответственности за ее антиконкурентное поведение».
В Apple в свою очередь заявили, что не согласны с решением регулятора.
«Spotify стал крупнейшим в мире музыкальным сервисом, и мы гордимся той ролью, которую сыграли в ее развитии. Spotify не платит Apple комиссию более чем 99% своих подписчиков, а платит только 15% комиссии оставшимся подписчикам, которых они получили через App Store.
В основе этого дела лежит требование Spotify о том, что они должны иметь возможность рекламировать альтернативные предложения в своем приложении для iOS — такую практику не допускает ни один магазин в мире. Spotify хочет пользоваться всеми преимуществами App Store, но не думает, что им нужно что-то за это платить. Позиция Комиссии на основании жалобы Spotify противоречит принципам честной конкуренции».
Apple
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.