Согласно сообщению GfK TEMAX, в третьем квартале 2012 года рынок бытовой техники и электроники в Украине составила 11,5 млрд грн, что на 0,8% меньше показателя аналогичного квартала прошлого года.
Двумя основными локомотивами этого периода стали сектора IT и телекоммуникационного оборудования. Они стали крупнейшими сегментами рынка по объемам продаж и показали рост на 2% и 3%, соответственно. Общий объем рынка телекоммуникационного оборудования составил 2,24 млрд грн. Значительно увеличился объем продаж смартфонов — сейчас этот сегмент занимает 57% всего рынка и имеет тенденцию к снижению цены и росту спроса на устройства с двумя сим-картами. Доля группы мобильных телефонов в общем объеме сектора телеком-продуктов уменьшилось. Кроме того, сокращается доля стационарных телефонов и факсов на 18% и 2%, соответственно. Третий квартал 2012 года для рынка информационных технологий оказался относительно стабильным по объемам продаж (2,8 млрд грн) и структуре. Наибольшую долю рынка до сих пор занимают ноутбуки, хотя объемы их продаж впервые за долгий период времени начали сокращаться (-5%). Снижение цены на ультратонкие ноутбуки привело к трехкратному увеличению продаж в этом сегменте. Зато наблюдается значительное (30%) сокращение спроса на нетбуки. Падение продаж отмечается также на рынках стационарных компьютеров (-1%) и мониторов (-16%). Наиболее быстрые темпы роста наблюдаются в группе планшетов (+185%), а их доля в секторе увеличилась до 8%. Темп роста продаж электронных книг заметно сократился и составил лишь 12% по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года.
Стабильные продажи с ростом на уровне 3% (до 900 млн грн) продемонстрировал сектор малой бытовой техника. Позитивные тенденции прослеживаются для всех групп кухонной техники, за исключением хлебопечек (-32% по сравнению с предыдущим кварталом). Умеренный уровень роста показали продажи утюгов и пылесосов.
В то же время один из самых крупных сегментов (занимает почти четверть всего рынка) — крупная бытовая техника — демонстрирует сокращение продаж на 4%. Продажи холодильников и морозильных камер сократились на 3% и 9% соответственно. Единственную группу с нейтральной динамикой составляют стиральные машины, их продажи достигли уровня периода январь-сентябрь 2011 года. Наибольшее падение по сравнению с третьим кварталом прошлого года продемонстрировали сушильные машины (-26%). Незначительное снижение продаж зафиксировано в группах варочных поверхностей (-1%) и микроволновых печей (-2%).
Аналогичное снижение (4,5%) зафиксировано и в продажах бытовой электроники, хотя в последнем месяце квартала была отмечена положительная динамика. Рост демонстрируют лишь две группы товаров: телевизоры с плоской панелью (+5%) и USB-накопители (+6%). Продажи плазменных панелей продолжают стремительно падать. Рост продаж группы телевизоров связан с распространением новых технологий, которые постепенно становятся все более доступными — 3D и Smart TV. Продажи таких устройств уверенно наращивают объемы. Также наблюдается рост популярности больших дисплеев: так, наибольшие темпы роста показали экраны 40 и 42 дюйма, тогда как диагональ 32 дюйма теряет свои лидерские позиции. На рынке домашних кинотеатров сохраняется тенденция к уменьшению доли систем 5.1, что привело к падению их продаж на 31%.
Из-за постепенного насыщения рынка зеркальными камерами, продажи в секторе фототоваров в третьем квартале уменьшились на 5% до значения 504 млн грн. Доля зеркальных фотоаппаратов снова возросла, а дешевых компактных камер — сократилась. Системные фотоаппараты продолжают демонстрировать умеренный рост.
Рынок офисной техники продолжает падать, его объем составляет 230 млн грн, что на 13% меньше по сравнению с третьим кварталом прошлого года. Структура рынка неизменна: весомым сегментом остаются многофункциональные устройства — 65% рынка (148 млн грн). Сегмент принтеров составляет 32% всего рынка (73,8 млн грн). Обе группы сократились примерно на 14%. Наименьшие темпы падения демонстрирует рынок сканеров: только -4%, однако этот сегмент является наименьшим на рынке и составляет лишь 4% всего объема.