Рубрики Новости

Голосовой помощник Alexa назван «колоссальным провалом» – $3 млрд убытков технического подразделения Amazon и $10 млрд до конца года

Опубликовал
Андрей Русанов

Amazon сейчас переживает крупнейшие увольнения в истории компании, планируя сократить около 10 тыс. рабочих мест. Одним из наиболее пострадавших направлений стал голосовой помощник Alexa. Об этом пишет Business Insider, подробно рассказывая о «скором крахе голосового помощника и аппаратного подразделения Amazon».

Alexa существует уже 10 лет, однако сервис так и не стал источником устойчивых доходов – по сути, он совсем не приносит денег. Подразделение Alexa является частью группы компаний Worldwide Digital, куда входит и Amazon Prime video. Подразделение потеряло $3 млрд только за первый квартал 2022 года, причем подавляющее большинство убытков принесла Alexa. Business Insider утверждает, что в этом году команда Amazon, занимающаяся аппаратным обеспечением, может потерять $10 млрд.

Ряд нынешних и бывших сотрудников отдела аппаратного обеспечения компании описали ситуацию как кризисную. Почти все планы по монетизации Alexa провалились: один бывший сотрудник назвал Alexa «колоссальным провалом» и «упущенной возможностью». Увольнения в этом месяце – конечный результат многолетних попыток изменить ситуацию. Сервису дали большую «фору» на старте, это был «любимый проект» бывшего генерального директора Джеффа Безоса. В 2019 году состоялось всеобщее кризисное совещание, чтобы попытаться решить проблему монетизации Alexa, но оно прошло безрезультатно. К концу 2019 года Alexa столкнулась с приостановкой найма, а Безос начал терять интерес к проекту примерно в 2020 году.

Хотя линейка Alexa Echo входит в число самых продаваемых товаров на Amazon, большинство устройств продается по себестоимости. В одном из внутренних документов бизнес-модель Alexa описана так: «Мы хотим зарабатывать деньги, когда люди используют наши устройства, а не когда они покупают наши устройства».

Онлайн-курс "Android Developer" від robot_dreams.
Курс для всіх, хто хоче навчитися розробляти застосунки для Android з нуля, створити власний пет-проєкт для портфоліо та здобути професію, актуальну наступні 15–20 років.
Програма курсу і реєстрація

Была надежда, что люди начнут покупать вещи на Amazon с помощью голосовых запросов. Однако немногие согласились доверять ИИ трату денег – как правило, люди предпочитают выбирать товар сами. К четвертому году эксперимента Alexa получала миллиард взаимодействий в неделю, но большинство разговоров были тривиальными командами, не подлежащими монетизации – например, включить свет или рассказать о погоде.

Amazon также пыталась сотрудничать с компаниями для обучения Alexa – голосовая команда помогает купить пиццу Domino’s или вызвать Uber, за что Amazon получает отчисления. К 2020 году команда сервиса перестала публиковать цели продаж из-за его ограниченного использования. Команда также попыталась изобразить Alexa как средство, пассивно стимулирующее пользователей тратить деньги на Amazon, но исследования показали, что корреляция была незначительной.

При этом Alexa находится на третьем месте по популярности среди голосовых помощников: у Google Assistant 81,5 млн пользователей, у Siri от Apple — 77,6 млн, а у Alexa — 71,6 млн.

Приносят ли голосовые помощники прибыль?

Если третий по популярности сервис голосовой помощи с десятками миллионов пользователей приносит грандиозные убытки, возникает вопрос, прибыльны ли такие сервисы вообще? В прошлом месяце Google заявил о практически идентичных проблемах с бизнес-моделью Google Assistant. Невозможно монетизировать простые голосовые команды, которые на самом деле хотят выполнять большинство потребителей. Все попытки Google монетизировать помощника с помощью медийной рекламы и партнерских отношений с компаниями не сработали. Из-за того, что продукт поглощал серверное время и приносил большие убытки, Google отреагировал так же, как и Amazon, сократив ресурсы подразделения.

В то время как Google и Amazon конкурируют в ценовой войне, предлагая услуги по себестоимости, планы Apple по созданию умных колонок больше ориентированы на прямое получение прибыли. Первоначальная цена HomePod в $350 была намного больше, чем у конкурентов, но это была более устойчивая бизнес-модель. Однако устройство Apple в целом не понравилась потребителям и проект был свернут в 2021 году. До сих пор продается мини-версия за $99 и Apple не отказывается от идеи большой колонки, хотя перспективы развития направления туманны.

Источник: Ars Technica

Disqus Comments Loading...