Цифровий аватар Марка Цукерберга / Meta
Прошло более четырех лет с момента, как Марк Цукерберг сменил бренд Facebook на Meta и вложил десятки миллиардов в свое видение метавселенной — однако в действии компания мало что продемонстрировала для соответствия этой сумме, вызывая сомнения о жизнеспособности стратегии.
Фактически, мечта Цукерберга о метавселенной превратилась в финансовую воронку, которая за эти годы поглотила безумные $45 млрд — сумма, почти равная совокупной рыночной капитализации соцсетей Snap и Pinterest или сумме, которую Илон Маск заплатил за Twitter.
Более десятка бывших высокопоставленных сотрудников Reality Labs
«Было довольно хаотично. В программном обеспечении вы можете избежать этого, потому что постоянно делаете ошибки и меняете вещи. В аппаратном — вы застряли на своих ошибках на долгое время», — сказал один из бывших сотрудников в интервью Yahoo Finance в 2024 году. Другой добавил: «Они играют в служебное лото. Вовлекают в AR людей, которые на самом деле этого не понимают. Это аппаратное обеспечение и опыт, а не лента новостей в ваших руках».
Если учитывать точные финансовые показатели, убытки Reality Labs росли из года в год: более $6 млрд в 2020, $10 млрд в 2021, $13 млрд в 2022 и в конце концов $16 млрд в 2023-м. Первый квартал 2024 года демонстрировал потерю еще $3,6 млрд, фактически уничтожив доход подразделения за 2022 и 2023 годы вместе взятые.
На момент запуска идею Meta о метавселенной в целом восприняли положительно, а некоторые гиганты медиаиндустрии, и в том числе Disney, взяли пример — с единственным исключением, что «мышиная» компания ликвидировала подразделение полностью два года назад во время реструктуризации, в то время как Цукерберг упорно продолжает держаться за идею. Во время отчета о прибыли за прошлый год он предупредил, что убытки от метавселенной будут продолжать «существенно увеличиваться», что бы это ни значило.