В.о. глави NASA Шон Даффі
В понедельник, 20 октября, исполняющий обязанности главы NASA Шон Даффи заявил об изменении планов агентства по высадке астронавтов на Луне.
Даффи заявил, что SpaceX Илона Маска отстает от собственных планов по разработке космического корабля Starship. Он также намекнул, что запланированная NASA высадка людей на Луне в 2027 году нереализуема. Чиновник подчеркнул, что агентство планирует расширить конкурс на разработку посадочного модуля в рамках миссии по высадке астронавтов на Луне.
«Они отстают от графика и поэтому президент хочет быть уверенным, что мы опередим китайцев. Он хочет сделать это за время его президентства. Поэтому я сейчас занимаюсь открытием этого контракта. Думаю, мы увидим участие таких компаний, как Blue Origin, а возможно и других. Нас ждут космические гонки с американскими компаниями, которые будут соревноваться за то, кто первым вернет нас на Луну», — отметил Даффи в эфире канала Fox News.
Из этого следует, что NASA фактически признала невозможной запланированную высадку астронавтов на Луне в 2027 году. В апреле 2021 года SpaceX получила контракт от агентства на разработку и модификацию Starship на сумму в $2,9 млрд. Совместно с системой Space Launch System и космическим аппаратом Orion NASA корабль SpaceX должен был участвовать в высадке астронавтов на Луне и возвращении их обратно на Землю.
Два года спустя компания Blue Origin выиграла второй контракт на сумму $3,4 млрд на разработку второго посадочного модуля. Даффи прав в том, что SpaceX отстает от собственных планов по разработке Starship. Компании Маска еще необходимо преодолеть ряд технических трудностей, прежде чем их космический корабль будет готов к высадке астронавтов на Луне.
В рамках контрактов на многоразовые посадочные модули SpaceX и Blue Origin должны дозаправлять космические аппараты на низкой околоземной орбите, чего еще никто не делал в таких масштабах. Заявления и.о. главы NASA о том, что Blue Origin могут принять участие в конкурсе, скорее всего свидетельствуют не о новом контракте, а о планах компании Безоса по использованию нескольких посадочных модулей Mk 1. Эти меньшие по размеру аппараты, изначально предназначенные для перевозки грузов, не требуют дозаправки в космосе. Mk 1 готовится совершить первый полет уже в начале следующего года.
Кроме этого Даффи отметил, что участие в лунной программе NASA могут принять и другие компании. Вероятно, речь идет о каком-то третьем варианте агентства. В течение последних недель представители ведущих космических американских компаний заявляли NASA, что способны построить лунный модуль, подобный «Аполлону», за 30 месяцев. Готовность построить подобный модуль, в частности, выразили в Lockheed Martin.
«В течение этого года компания Lockheed Martin проводила масштабный технический и программный анализ пилотируемых лунных посадочных модулей, который позволит NASA найти безопасное решение для скорейшего возвращения людей на Луну. Мы работаем с межотраслевой командой компаний, и вместе мы с нетерпением ждем возможности выполнить запрос министра Даффи, чтобы выполнить задачу нашей страны по освоению Луны», — заявил вице-президент по стратегии исследований и технологий в Lockheed Martin Space Боб Бенкен.
NASA будет нелегко разорвать контракты со SpaceX и Blue Origin. Например, компания Маска уже получила большую часть финансирования. Скорее всего, агентство будет просить у Конгресса дополнительное финансирование, что также представляется проблематичным. Согласно анализу NASA, проведенному в 2017 году, стоимость лунного посадочного модуля без участия других поставщиков составит от $20 до $30 млрд, что почти в 10 раз превышает сумму, выделенную NASA SpaceX в 2021 году. Между тем, Маск выразил уверенность, что именно Starship станет тем кораблем, который снова высадит астронавтов на Луне.
Источник: ArsTechnica
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.