Тихий сверхзвуковой самолет NASA X-59 совершил первый полет

Опубликовал Олександр Федоткін

NASA впервые подняла в небо экспериментальный сверхзвуковой самолет X-59 Quiet SuperSonic Technology (QueSST) с секретной производственной площадки Skunk Works Lockheed Martin на заводе № 42 ВВС США в Палмдейле, в Калифорнии. 

Когда-то, в 60-е годы прошлого века, пассажирские сверхзвуковые самолеты рассматривались как будущее аэрокосмической отрасли. Правительства разных стран вкладывали миллиарды в технологическую гонку, по масштабам сравнимую с высадкой человека на Луну.

Однако эра сверхзвуковых пассажирских перевозок так и не состоялась. Регулярные пассажирские перевозки осуществлялись только 12 сверхзвуковыми «Конкордами» и двумя советскими Ту-144, которые были срочно сняты с эксплуатации из-за технических проблем.

Разработка сверхзвуковых самолетов была прекращена из-за финансовых и технических проблем, одной из ключевых, в частности, стал звуковой удар, который возникает из-за ударной волны, образующейся впереди самолета. Когда эта ударная волна проходит над землей, она воспринимается как грохот громкостью от 110 до 140 дБ, что эквивалентно раскатам грома.

Грохот сам по себе представлял проблему, нарушая покой жителей на определенной территории. От мощной ударной волны даже могли повылетать окна. В США многочисленные противники «Конкорда» настаивали на вреде этого самолета окружающей среде и приводили другие националистические аргументы.

Сейчас ряд компаний по всему миру работает над новым поколением сверхзвуковых самолетов. NASA же совместно с Lockheed Martin работает над демонстрационным прототипом X-59, призванным сделать современные сверхзвуковые самолеты более тихими.

Ключевой функцией одноместного X-59 является испытание геометрии фюзеляжа, которая снижает звуковой удар. Разработчики стремятся достичь этого за счет изменения направления воздушного потока от носовой части самолета к корпусу и крыльям таким образом, чтобы вместо концентрации в носовой части, волна распадалась и распространялась вдоль самолета, перенаправляясь вверх. Это позволяет снизить громкость звукового удара до 60-80 дБ. 

Для этого на следующих этапах X-59 будет пролетать над населенными пунктами в специальном сверхзвуковом воздушном коридоре. Затем будет собрано общественное мнение относительно громкости этих полетов. 

Первый полет завершился посадкой недалеко от Исследовательского центра NASA им. Армстронга в Эдвардсе. Он проводился только на дозвуковой скорости для демонстрации летных качеств аппарата. В дальнейших испытаниях NASA планирует полет с превышением скорости звука, после чего можно будет начать основную работу программы. 

Источники: Lockheed Martin; New Atlas

Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.

Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.