Ученые назвали причину резкой поляризации общества: разделены, потому что приближенные

Опубликовал Олександр Федоткін

Исследователи из независимого института Complexity Science Hub в Вене обнаружили причины стремительной социальной поляризации общества.

Стефан Тернер и его коллеги установили, что рост социальной поляризации начался в период между 2008-2010 годами. Одновременно с этим у большинства людей значительно расширился круг контактов, в среднем, от двух близких друзей, до четырех-пяти.

«Главный вопрос, с которым сейчас сталкиваемся не только мы, но и многие страны, заключается в том, почему поляризация так резко усилилась в последние годы. И этот рост произошел внезапно, между 2008 и 2010 годами», — отмечает Тернер. 

Исследуя этот вопрос, ученые анализировали изменения в соцсетях, уделяя внимание тому, как изменились близкие дружеские отношения между людьми. Тернер подчеркивает, что в течение десятилетий социологические исследования показывали, что люди в среднем имели двух близких друзей, способных повлиять на мнение по важным вопросам.

Как объясняет другой исследователь из Complexity Science Hub Ян Корбель, начиная с 2008 года наблюдается рост круга близких друзей, в среднем, с двух до четырех-пяти. Ученые провели моделирование на основе реальных данных и установили, что когда плотность сетей взаимодействия увеличивается с ростом количества связей между людьми, внутри неизбежно растет поляризация. 

Вверху: серые круги показывают изменение поляризации, основанное на данных опроса со временем; красные крестики являются прогнозом модели. Внизу: предполагаемое среднее количество близких друзей по странам и опросам. Пунктирная линия показывает логистическую регрессию по всем точкам данных. Переход от малого количества связей к большему произошел вскоре после того, как Facebook стал общедоступным (вертикальная линия I — 2006 г.) и обогнал другие сайты по трафику в США (вертикальная линия II — 2010 г.)/PNAS

«Это открытие произвело на нас огромное впечатление, поскольку оно может дать фундаментальное объяснение своеобразной формы поляризации, которую мы сейчас наблюдаем одновременно во многих частях мира, и которая, безусловно, угрожает демократии. Когда люди теснее связаны друг с другом, они чаще сталкиваются с разными мнениями. Это неизбежно приводит к росту конфликтов и, следовательно, к большей поляризации общества», — объясняет Тернер. 

Хотя поляризация всегда была неотъемлемой частью человеческих сообществ, ее современное проявление гораздо сильнее и глубже укоренено. Увеличение взаимосвязей привело к образованию небольших, тесно связанных групп, которые придерживаются противоположных взглядов и почти не взаимодействуют между собой.

Исследователи отмечают, что подобная фрагментация представляет собой совершенно новое социальное явление. В своем исследовании ученые проанализировали данные имеющихся опросов о поляризации и социальных сетях

«Для измерения политической поляризации мы использовали более 27 тыс. опросов, проведенных Исследовательским центром Пью, который регулярно регистрирует политические взгляды жителей США. Главное преимущество этих данных заключается в том, что вопросы практически не менялись со временем, что позволяет проводить надежные долгосрочные сравнения», — подчеркивает Тернер.

Ученые установили, что политические взгляды стали более односторонними в период с 1997 по 2017 год. Например, в 1999 году только 14% респондентов последовательно придерживались либеральных взглядов, а к 2017 году этот показатель вырос до 31%. И наоборот, в 1999 году только 6% респондентов последовательно придерживались консервативных взглядов по сравнению с 16% в 2017 году. Все больше американцев стремятся находиться в одном политическом лагере, отвергая смесь из либеральных и консервативных взглядов. 

Поляризация ψ по сравнению со средним числом положительных связей/ PNAS

Для анализа дружеских отношений исследователи объединили 30 различных опросов, в которых участвовали более 57 тыс. респондентов из США и европейских стран, включая американское Общесоциальное исследование и Европейское исследование. 

«Несмотря на незначительные различия между отдельными опросами, данные неизменно показывают, что среднее количество близких дружеских связей выросло с 2,2 в 2000 году до 4,1 в 2024 году. Решающим вкладом этого исследования является то, что оно примирило оба явления с помощью математической социальной модели. Это позволило нам показать, что рост связей должен приводить к внезапной поляризации после превышения критической плотности — подобно фазовому переходу в физике, например, превращению воды в лед. Удивительно, что такие фазовые переходы существуют и в обществах. Точное положение этих критических порогов все еще требует уточнения. Согласно нашим результатам, для близких отношений он находится где-то между тремя и четырьмя людьми», — подчеркивают авторы исследования. 

Период с 2008 по 2010 годы, отмеченный резким ростом поляризации, пришелся на активное распространение соцсетей и смартфонов. Этот технологический прорыв, вероятно, полностью изменил способы взаимодействия между людьми и косвенно способствовал поляризации.

«Демократия зависит от участия всех слоев общества в принятии решений, что требует, чтобы все могли общаться друг с другом. Но когда группы больше не могут общаться друг с другом, этот демократический процесс разрушается. Если у меня есть два друга, я делаю все возможное, чтобы их сохранить — я очень терпим к ним. Но если у меня пятеро, и с одним из них отношения становятся сложными, проще прекратить дружбу, потому что у меня остаются «запасные». Мне больше не нужно быть таким толерантным», — объясняет Стефан Тернер. 

Это приводит к исчезновению базового уровня толерантности в обществе. Чтобы предотвратить дальнейшую фрагментацию обществ, Тернер подчеркивает важность раннего обучения взаимодействию с различными мнениями и активного развития толерантности.

Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS

Источник: SciTechDaily

Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.

Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.