Рубрики НовостиWTF

В разрушении корпуса батискафа «Титан» предположительно виновно углеродное волокно – эксперт

Опубликовал
Андрей Русанов

Корпус подводного аппарата «Титан» разрушился под давлением на глубине, на его борту погибло пятеро людей. Экспертная группа, изучающая обломки «Титана», рассматривают версию о том, что экспериментальный корпус корабля из углеродного волокна, построенный всего за шесть недель, мог стать ключевым фактором катастрофы.

Композитные материалы из углеродного волокна обладают такими преимуществами, как легкий вес и высокая прочность. Однако их способность выдерживать глубоководное давление недостаточно изучена и нуждается в дальнейших испытаниях. По сути, корпус «Титана» был первым в своем роде, при этом подлодка не прошла надлежащей сертификации.

Издание Northeast Global News взяло интервью у члена экспертной группы Аруна Бансила, профессора физики Северо-Восточного университета, желая прояснить детали катастрофы. Его попросили коротко рассказать об истории использования углеродного волокна в глубоководных судах.

Профессор Арун Бансил

Профессор рассказал, что углеводородные композиты успешно используются в аэрокосмической, автомобильной, спортивной, медицинской и потребительской отраслях. Однако для глубоководных аппаратов это не так – в них обычно применяют сталь, титан и алюминий.

«Титан» был первым глубоководным аппаратом, изготовленным преимущественно из углеродного волокна. Способность углеродных волокон выдерживать повторяющиеся циклы напряжения сжатия при глубоководном давлении изучена недостаточно, что затрудняет проектирование безопасных корпусов на их основе. Впитывание воды эпоксидной смолой, связывающей углеродные волокна в композите, также следует учитывать.

Онлайн-курс "Продуктова аналітика" від Laba.
Станьте універсальним аналітиком, опанувавши 20+ інструментів для роботи з будь-яким продуктом.
Дізнатись більше про курс

Когда углеродное волокно стало рассматриваться как материал для этого типа судов?

Похоже, что авантюрист Стив Фоссет начал исследовать использование углеродных волокон около 2000 года для [создания] корпуса одноместного подводного аппарата, чтобы погрузиться на дно Бездны Челленджера, которая является самой глубокой точкой Марианской впадины (около 11 км). Батискаф DeepFlight Challenger, заказанный Фоссетом, не был испытан и не применялся. «Титан» был первым глубоководным аппаратом с корпусом из углеродного волокна.

Профессор Бансил настаивает на преждевременности окончательных выводов о причине трагедии до завершения расследования.

Источники: Northeast Global News, SciTechDaily

Disqus Comments Loading...