Рубрики Обзоры

Arrival / «Прибытие»

Опубликовал
Олег Данилов

Почему-то многие писатели-фантасты, а вслед за ними и голливудские сценаристы, полагают, что человечество достаточно быстро найдет общий язык с инопланетянами. Универсальные переводчики, машинное обучение, системная лингвистика – все это позволит «заговорить» с чужими буквально с первой же встречи. А что, если инопланетный язык настолько отличатся от нашего, что в нем отсутствуют даже общие базовые понятия? Каким может быть первый контакт и как он может изменить нас самих показывает фильм Дени Вильнёва Arrival созданный по гениальному рассказу Теда Чана «История твоей жизни».

Arrival / «Прибытие»

Жанр научная фантастика
Режиссер Дени Вильнёв
В ролях Эми Адамс (Луиза Бэнкс), Джереми Реннер (Йен Доннели), Форест Уитакер (полковник Вебер), Майкл Сталберг (агент Хэлперн), Ци Ма (генерал Чан), Марк О’Брайэн (капитан Маркс), Жадин Мэлоун (взрослая Ханна) и др.
Студии FilmNation Entertainment, Paramount Pictures
Год выпуска 2016
Официальный сайт, IMDb, КиноПоиск

В один прекрасный день, в двенадцати случайно выбранных точках Земли появляются двенадцать инопланетных кораблей. Пришельцы ничего не требуют, не пытаются похитить нашу воду и женщин, и не объясняют цели своего прибытия. Военные, контролирующие доступ к «приземлившемуся» на территории США объекту, призывают на помощь гражданских ученых, в том числе лингвиста Луизу Бэнкс и математика Йена Доннели. Аналогичные научные команды создаются в других странах, где появились инопланетяне. Но универсальный, казалось бы, язык математики почему-то дает сбой и на первый план выходит работа лингвиста. В первую очередь Луиза Бэнкс должна выяснить, зачем инопланетяне прибыли на Землю.

Гептаподы, семиногие инопланетные существа, живущие во враждебной людям атмосфере, общаются с помощью модулированного высокочастотного свиста, ни воспроизвести который, ни разложить на базовые морфемы земляне не могут. Поэтому Луиза, как полевой лингвист, начинает составлять словарь и набирать общий набор понятий, позволяющий хотя бы приблизительно понять чужих.

В основе оригинального рассказа и фильма лежит спорная гипотеза Сепира – Уорфа (Гипотеза лингвистической относительности), гласящая, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, на сам процесс мышления. Все глубже погружаясь в чужой язык Луиза начинает мыслить, как инопланетяне.

Онлайн-курс "Проджект-менеджер в ІТ" від Laba.
Навчіться запускати, контролювати й успішно реалізовувати ІТ-проєкти. Пройти весь шлях проєктного управління на реальному кейсі вам допоможе PMD із 19-річним досвідом в ІТ.
Детальніше про курс

Если вы считаете, что фантастические кино – это кино, где на фоне горящих планет взрываются титанические звездолеты или человечество ведет неравный бой с инопланетными захватчиками, то вам явно не стоит идти на Arrival. Потому что этот фильм – настоящая научная фантастика. Он о поиске истины, о теориях и экспериментах, пробах и ошибках, об ответственности ученого, о радости познания мир. Никакой религии, никакой эзотерики, чистая наука.

А еще он о человеке. О его восприятии самого себя, мира вокруг и собственной жизни. Легший в основу фильма рассказ не зря называется «История твоей жизни» – он о лингвисте Луизе Бэнкс и ее дочери Ханне. О том, что мир нужно принимать таким, какой он есть и радоваться каждой минуте рядом с родными тебе людьми.

Бесспорно, Arrival – это бенефис Эми Адамс. Все остальные актеры, даже ее партнер Джереми Реннер и девочки, играющие Ханну в разном возрасте, здесь только для того, чтобы оттенить актрису. Это ее фильм, это история ее жизни. И Эми Адамс приятно удивляет. Наконец-то девушке Супермена досталась роль, в которой она может проявить свои драматические таланты. И она проявляет, причем так, что порой просто дух захватывает.

Как и предыдущий фильм Дени Вильнёва, Sicario, Arrival обволакивает зрителя: темпом, музыкой, выверенным построением кадра. Здесь много крупных и очень крупных планов, фокусировки на деталях и очень мало спецэффектов. У фильма немного тягучий темп и рваный монтаж, но это обусловлено сюжетом и структурой оригинального рассказа Теда Чана.

Честно говоря, я не думал, что рассказ Чана вообще можно экранизировать, но у Вильнёва получилось, причем получилось отлично. Конечно, сценаристы добавили в фильм самую малую толику action и придали хоть какой-то смысл прибытию гептаподов. В остальном же различия действительно минимальны. Тем не менее это как раз тот редкий случай, когда литературный первоисточник дополняет фильм и наоборот.

Arrival умное и очень эмоциональное кино, что необычно для научной фантастики. Очень трогательный финал способен выжать слезы даже из самого черствого «сухаря». Пожалуй, перед нами лучший фантастический фильм последних лет, который не менее важен для жанра, чем тот же Interstellar. Не пропустите Arrival – это одно из самых ярких кинособытий 2016 г.

P.S. Если вы уже посмотрели фильм, рекомендую прочитать эту статью о полевой лингвистике.

Disqus Comments Loading...