Бесшумный электробайк E-motion: как украинское изобретение помогает разведчикам, пилотам дронов и пограничникам

Опубликовал
Наталья Соловьева

В начале полномасштабной войны инженеры из Чернигова помогали военным и гражданским в окруженном городе: под обстрелами ремонтировали технику, обеспечивали работу больниц, моргов, пунктов связи. Когда врага отогнали от города, начали разрабатывать электротранспорт для защитников. Среди изобретений — электробайк E-motion.

Редакция ITC поговорила с СЕО компании «БайкБокс» Александром Литвином и рассказывает, как украинский электробайк помогает разведчикам, пилотам дронов и пограничникам в зоне боевых действий.

Что такое электробайк E-motion, который вы выставили на Brave inventors?

E-motion — одна из моделей электробайка, которую выпускает наша компания. У нас есть несколько версий, среди них — и военная. Байк имеет запас хода 80-100 км, скорость около 80 км в час, технические характеристики эндуро-мотоцикла, может выдерживать динамические нагрузки при прыжках и может использоваться как зарядная станция.

Курс-професія "Дизайнер інтер'єрів" від Skvot.
Велика практична програма для всіх, хто хоче засвоїти професію дизайнера інтер'єрів і заробляти на реальних проєктах відразу після курсу. Досвідом та інсайтами діляться одразу три лектори.
Програма курсу

Конструкция сделана из листового металла и композита, даже молотком ее сложно пробить. Рама защищает электронику от пыли и влаги, а также механических повреждений.

Простыми словами это — всесезонный электробайк для бесшумного перемещения по пересеченной местности и передвижной повербанк.

Для каких задач подходит этот транспорт?

Первыми заинтересовались бойцы из разведки. Затем появились различные небольшие группы различных родов войск, которым надо было быстро собираться и максимально незаметными передвигаться среди веток, кустарников, деревьев, обломков и других сложных территорий. Мы адаптировали байк под военных постепенно, учитывая их комментарии.

То есть изначально этот байк был создан для гражданских задач?

Да. Эту модель мы разработали где-то в 2019 году в университете как выносливый байк для активного катания или для доставки первой и последней мили.

Вы разрабатывали электротранспорт еще до полномасштабной войны? Как это получилось?

До начала полномасштабного вторжения я работал в Черниговской политехнике на кафедре автомобильного транспорта и отраслевого машиностроения. На базе кафедры мы создали тематический кружок, в котором обучали абитуриентов работе с электрическим транспортом. Там зародился первый проект — электрический картинг.

Таким образом, в 2019 году, мы создали класс электрокартинга в Украине.

У нас была большая цель продвигать электротранспорт и мы постепенно двигались к ней. Создали электрокартинг, потом электровелосипеды, учились в стартап-школах, закончили инкубатор.

Из преподавателей, студентов и специалистов формировалась классная команда. Все свое свободное время я уделял ей, это был фактически стартап.

Как вы встретили полномасштабное вторжение?

В конце февраля, когда вокруг Чернигова шли бои, я всех их позвал к себе домой, 12 человек. Девять с кафедры и моя семья — у меня отец военный пенсионер, инженер по вооружению. Мы сделали небольшой технический штаб у меня в обычной пятиэтажке. Там был немного обустроенный еще моим дедушкой подвал.

Мы сделали это нашим штабом, стали общаться с другими волонтерами и помогать технически. Держали критическую инфраструктуру, поддерживали и чинили оборудование в больницах, моргах, станциях переливания крови.

Что именно вы делали?

У нас были запасы элементов, которые мы использовали для повербанков, а их передавали военным и медикам. Мы чинили генераторы, использовали автомобильные аккумуляторы, как источники питания, чтобы чинить генераторы их прямо из автомобильных аккумуляторов, под обстрелами доставали из техники обломки, паяли, ремонтировали. Занимались оборудованием для связи.

У нас на кафедре было СТО поэтому мы имели навыки ремонта автотранспорта. Мы нашли партнера — владельца СТО который остался без рабочих и, вместе с ним, начали у него ремонтировать автомобили. Запчасти нам доставляли лодками.

Вместе с этой командой мы прожили в подвале 53 дня, пока Чернигов был в окружении врага.

Что произошло после того, как враг отошел от города?

Прямо перед полномасштабным вторжением, месяца за три, я общался с моим нынешним партнером Александром Суворовым. У него давно работает компания «ПЭТ Технолоджиз» — лучшее машиностроительное предприятие в нашей области.

Он экспортирует продукцию в 60 стран, более 20 лет на рынке. 25 февраля 2022 года мы должны были создать совместную компанию и вместе делать электротранспорт.

После ухода врага от Черниговской области мы вернулись к тому плану. И стали первыми, кто за время полномасштабки обратился в черниговский ЦНАП для создания предприятия.

То есть у вашего партнера уже было готовое производство?

Да, но оно было заточено под изготовление другой продукции. Около 80% можно было использовать, но все равно немало всего надо было докупить и переделать. А это была весна 2022 года, было нелегко…

Трудно ли было делать компанию в условиях полномасштабной войны и постоянных обстрелов?

Мы не думали об этом. Мобилизовали все ресурсы и маленькими частицами выполняли задачи. Просто делали и делали.

У нас была большая цель — принять участие в европейской выставке Eurobike 2022. У нас получилось — мы привезли туда наши электробайки. Европейцы были шокированы, что воюющая страна смогла привезти на выставку что-то новое и показать хорошие результаты, иногда даже лучше, чем у немцев.

В следующем году у нас появился третий партнер, а в 2023 мы получили первые инвестиции.

Сколько всего раундов инвестиций было?

Три раунда. Благодаря этому уже работаем на собственных средствах.

Вы говорили, что E-motion, которые были в наличии, отдали военным?

Да, на Херсонское направление. И уже оттуда получали обратную связь и на основе этих комментариев дорабатывали модель.

Есть даже видео военного, где он на самой простой версии E-motion перебрался через посадку. Кстати, все те байки до сих пор целы и выполняют задачи.

Приведите пару примеров таких комментариев.

Мы сделали функцию светомаскировки — абсолютно все освещение байка
можно выключить и закрыть антибликовым покрытием. Даже, чтобы увидеть заряд, человек должен нажать кнопку, на секунду увидеть заряд и дальше ехать.

Добавили удобное место для второго пассажира — если один человек за рулем, другой может, например, открыть огонь.

Еще важный момент — наш байк менее заметен в тепловизоре, чем другой транспорт — его видно, но примерно на уровне нагретого на солнце пня или камней.

Как E-motion заряжается? Сколько держит заряд?

Заряжается он примерно 4 часа, зависит от источника. Это может быть что угодно, что выдает электроэнергию, даже генератор.

Также байк можно использовать как источник света — зарядить рацию, телефоны, что угодно. Условно говоря, семья из трех человек могла бы спокойно питаться от E-motion сутки.

А его можно зарядить с помощью педалей? Зачем их оставили?

Можно, но это довольно трудно. Чтобы зарядить байк на 20% надо часа четыре крутить педали. Лучше использовать педали, чтобы экономить заряд — например, проехать более легкую часть пути с их помощью. Или просто куда-то доехать, если E-motion полностью сел.

Сколько он стоит, именно версия для военных?

В районе 170 тыс. грн в зависимости от комплектации

Есть ли какие-то альтернативы от украинских компаний? Чем они отличаются?

Знаем, что похожий вариант предлагает другая компания, но у них именно мотоцикл — тяжелый и мощный. На самом деле это другая категория транспорта, нас трудно сравнивать.

Какие у байка есть ограничения и недостатки? Для каких задач он точно не подойдет?

E-motion не потянет горную местность. В горах классический мотоцикл будет намного лучше.

Небольшой вес — это и преимущество, и недостаток. Но он создан для коротких и быстрых вылазок и больше и не должен тянуть. Поэтому для своих задач он имеет оптимальные характеристики.

Сколько байков уже используют на поле боя?

Их более 10, они используются десантно-штурмовыми войсками, разведкой, аэроразведкой, подразделениями обеспечения.

Один из примеров, о которых можно говорить публично — пограничники. У них есть большие куски территории, которые надо постоянно держать под контролем. Часто они преодолевают эти куски пешком, но такой человек — легкая мишень. А когда человек может бесшумно и быстро перемещаться, он значительно повышает шансы на то, чтобы его не заметили и остаться в живых. А это — самое важное для наших защитников.

Хотите помочь? Переходите по ссылкам на платформу украинских изобретателей Brave Inventors:

  1. Электробайк E-motion
Disqus Comments Loading...