Правительство Канады планирует увеличить военную помощь Украине. В частности, в новый пакет военной помощи войдут бронированные машины семейства LAV II — «Бизон» и «Койот». Рассказываем, что о них известно.
Содержание
Большинство крупных производителей бронетехники размещают производственные мощности в ряде стран. Американская компания General Dynamics Land Systems не является исключением и имеет большой завод в Канаде, известный как GDLS-Canada, который сосредоточен на производстве и разработке колесных машин для международного рынка.
В 1974 году канадские военные объявили программу закупок легких транспортных средств. Выпускать их должны были на мощностях GDLS-Canada, а за образец было решено взять семейство швейцарских бронированных боевых машин Piranha. Лицензионные канадские «Пираньи» с колесной формулой 6×6 получили кодовое обозначение LAV I (Light Armoured Vehicle), или в переводе «легкая бронированная машина».
Через несколько лет канадские инженеры представили усовершенствованную линейку бронированных машин LAV II с колесной формулой 8×8. Несмотря на некоторое сходство со швейцарскими Piranha, они являются оригинальной разработкой GDLS и в 1983 году поступили на вооружение корпуса морской пехоты США, где получили название LAV-25.
Конструктивно это восьмиколесный бронетранспортер-амфибия весом 12,8 тонны, экипажем из трех человек, десантным отделением на 6 мест и легким бронированием, которое может защитить от стрелковых пуль. Он имеет расположенную сверху башню с автоматической пушкой калибра 25 мм и двумя пулеметами, дизель мощностью 275 л. с. и может разгоняться до скорости 100 км/ч.
Всего более 750 машин LAV-25 различных модификаций (противотанковая, инженерная, штабная, ремонтная и т.д.) участвовали во вторжении США в Панаму, войнах в Персидском заливе и Ираке. Впоследствии опыт их боевого использования стал основой для создания канадского бронетранспортера LAV II «Бизон» и разведывательной машины LAV II «Койот».
Третье поколение семейства легких бронированных машин компании GDLS-C — LAV III — было представлено в 1999 году, участвовало в операциях союзников в Афганистане и сейчас является основным транспортом в канадской армии. LAV III также послужили прототипом для разработки бронированных боевых машин M1126 Stryker. Их с 2002 года было построено около 4900 штук, включая 4466 для армии США. В марте 2023 года более 400 Stryker администрация Президента Байдена передала Украине.
В 2016 году семейство бронированных автомобилей LAV пополнилось четвертым поколением, которое получило индекс LAV 6.0 и аббревиатуру ACSV (Armoured Combat Support Vehicle). В его состав входят боевые машины и машины боевой поддержки, которые получили немало обновлений. Напомним, что в июне 2022 года Канада уже передала Украине партию из 39 «Супербизонов» LAV 6, а в апреле 2024 года появились сообщения о вsделении дополнительніх 50 бронированных машин ACSV в рамках очередного пакета военной помощи.
«Бизон» — восьмиколесная бронированная машина на базе LAV II, которая в 1990 году была разработана для транспортировки пехотного отделения канадской армии. От базовой LAV-25 ее отличают отсутствие башни, пандус вместо дверей в задней части корпуса, увеличенная высота и большая вместимость десантного отделения (8 мест вместо 6).
Система крепления на рельсах в грузопассажирском отсеке позволяет быстро адаптировать бронетранспортер к различным задачам. В канадских вооруженных силах он получил целый ряд модификаций: машина скорой помощи, машина радиоэлектронной борьбы, мобильная ремонтная мастерская, машина химической разведки и платформа для 81 мм миномета.
В 2016 году модернизация LAV 6.0 Super Bison получила улучшенный двигатель мощностью 450 л.с., торсионную подвеску, современное рулевое управление и дополнительную броню, способную защитить от пуль калибром 14.5 мм по бокам корпуса и снарядов калибра 30 мм в лобовой проекции.
Согласно релизу производителя, эти модернизации позволили значительно улучшить живучесть, мобильность и летальность машины. Повышение живучести включает переход на корпус с V-образной нижней частью, которая обеспечивает эффективную защиту от мин и самодельных взрывных устройств, а также сиденья с поглощением энергии на всех местах экипажа.
Экипаж | 2 человека |
Десант | 8 человек |
длина | 6,45 м |
ширина | 2,5 м |
Высота | 2,21 м |
вес | 12,39 т |
Максимальная скорость на суше | 100 км/ч |
Максимальная скорость на воде | 9,7 км/ч |
Запас хода | 650 км |
Двигатель | дизельный Detroit Diesel 6V53T с турбонаддувом |
мощность | 275 л.с. |
Трансмиссия | 5-ступенчатая Allison MT653 |
Максимальный угол подъема | 60% |
Вертикальная преграда | 0,5 м |
Траншея | 2 м |
Вооружение | 7,62 мм пулемёт |
Введено в эксплуатацию | 1990 |
LAV II Coyote — бронированная разведывательная машина, разработанная компанией General Dynamics Land Systems Canada. Канадские вооруженные силы заказали 203 машины в 1993 году для замены разведывательной машины Lynx, и все они были поставлены и приняты на вооружение до 1996 года.
«Койот» был разработан на базе LAV II и имеет массу 14,4 тонны (против 17 тонн у LAV III). Имея форму корпуса, подобную LAV II, он также имеет защиту от ядерного оружия, автоматические огнетушители и центральное отопление для холодной погоды. Корпус защищен броней толщиной от 8 до 13 мм, но с дополнительными броневыми панелями, которые претендуют на определенную защиту от пуль большего калибра.
Силовая установка состоит из дизельного двигателя Detroit Diesel 6V53T мощностью 275 л. с. с коробкой передач Allison MT653 (5 передних/1 задняя). Максимальная скорость составляет 100 км/ч с ограничением (120 км/ч без регулировки), что обеспечивает запас хода 660 км. Маневренность обеспечивается радиусом поворота 15,5 м и способностью пересекать траншею шириной 2 м, преодолевать уклон 60% или ехать по боковому склону 30%.
Вооружение расположено в двухместной башне и состоит из 25-мм автоматической пушки M242 (210 выстрелов), спаренной с ней 7,62 мм пулеметной установки C6 и еще одной 7,62 мм пулеметной установки, установленной на башне. Кроме того, на башне установлено восемь 76-мм дымовых и осколочных гранатометов. Все перископы экипажа имеют 3 уровня лазерной защиты, а 7 перископов командирской башенки обеспечивают полный обзор на 360°.
Главной особенностью «Койотов» является мощное оборудование для наблюдения и разведки. Датчики, установленные на 10 метровой мачте и треногах, при оптимальных условиях способны обнаруживать транспортные средства на расстоянии до 24 км и личный состав на расстоянии до 20 км. Оборудование для наблюдения размещено в заднем отсеке машины и состоит из радиолокационной станции, устройства ночного наблюдения большой дальности (NODLR) и тепловизионной камеры.
Экипаж | 4 человека (водитель, командир, стрелок, оператор наблюдения) |
длина | 6,39 м |
ширина | 2,50 м |
Высота | 2,69 м |
вес | 14,4 т |
Максимальная скорость | 100 км/ч |
Запас хода | 650 км |
Двигатель | дизельный Detroit Diesel 6V53T с турбонаддувом |
мощность | 275 л.с. |
Трансмиссия | 5-ступенчатая Allison MT653 |
Максимальный угол подъема | 60% |
Бронирование | Рознесенное, 8 мм + 8 мм, или 12 мм + 8 мм спереди |
Вооружение | — Автоматическая пушка M242 25 мм — спаренный пулемет 7,62 мм C6 — пулемет 7,62 мм на крыше башни — 2 кассетных гранатомета |
Введено в эксплуатацию | 1996 год |