Chernobylite – это S.T.A.L.K.E.R. 2 на минималках. С небольшими уровнями, странным менеджментом базы и очень некомфортной стрельбой. С другой стороны, это очень атмосферная action/adventure с интересным нелинейным сюжетом и элементами RPG. Учитывая, что до выхода S.T.A.L.K.E.R. 2 еще как минимум 9 месяцев (кажется, никто не верит, что игра выйдет в срок), Chernobylite – вполне адекватная замена на период ожидания.
Жанр action/adventure, action/RPG
Платформы Windows, PlayStation 4, Xbox One
Языки английский, русский, украинский
Разработчик The Farm 51т
Издатель All in! Games
Сайты Steam, Epic Games Store
Чернобылит, (Zr0.96-0.90U0.05-0.10)SiO4 – атропогенный материал, кристаллический, крайне радиоактивный силикат циркония с высоким содержанием урана (от 6 до 12%). Он обнаружен в виде дипирамидальных кристаллов размером от 5 до 500 мкм в кориуме, расплавленной массе активной зоны реактора 4 энергоблока Чернобыльской АЭС, которая протекала через корпус реактора, а затем затвердевала в виде сталактитов, сталагмитов и лавовых потоков. Самая известная формация из чернобылита – та самая невероятно радиоактивная «Слоновья нога», расположенная под днищем реактора в парораспределительном коридоре. Сразу же после катастрофы «Слоновья нога» была настолько радиоактивна, что могла убить человека, стоящего в метре от нее, в течение двух минут.
В реальности игры Chernobylite, у чернобылита есть еще одно важное свойство – он способен влиять на пространство-время. Все странности Зоны в этой игре – продукт «жизнедеятельности» чернобылита. Впрочем, минерал является и способом решения этой проблемы.
Разработкой Chernobylite занималась польская студия The Farm 51, авторы шутера NecroVisioN (2009), странного ремейка/сиквела Painkiller под названием Painkiller: Hell & Damnation (2012) и вполне неплохого action/хоррора Get Even (2017). А еще в портфолио студии есть VR-игра/аттракцион Chernobyl VR Project, вышедшая еще в 2016 г. и с тех пор зависшая в статусе Раннего доступа. Похоже, неудача Chernobyl VR Project и подтолкнула авторов использовать полученный в результате экспедиций в Зону опыт и сканы трехмерных объектов для создания action/adventure Chernobylite. А что, высококлассные модели у студии уже были, осталось добавить сюжет и игровые механики.
Сюжет нашелся и, надо сказать, даже неплохой. Профессор Игорь Химинюк через 30+ лет после Чернобыльской аварии возвращается на станцию, чтобы выяснить судьбу своей невесты Татьяны (в другом месте — жены, потому что звучат слова супружеской клятвы), бесследно пропавшей в Припяти накануне аварии. Он планирует обыскать всю зону, но для начала наведаться на 4-ый энергоблок, чтобы захватить кусочек чернобылита, от которого работает его портативное устройство, создающее порталы в разные районы Зоны. Впрочем, как окажется позже, у футуристического девайса есть и другие интересные особенности. Химинюк в сопровождении двух сталкеров-наемников добирается до расплавленного и «заросшего» чернобылитом реактора, но все идет не так, как планировалось. Неизвестно откуда появляется еще один сталкер в черной броне, который преследует Игоря и его спутников. Завязывается перестрелка.
В итоге Игорь и один из его сопровождающих прыгают в портал и оказываются на заброшенном складе, который становится их убежищем и штабом. Отсюда Игорь и Оливер, так зовут бывшего канадского военного, а позже наемника, который согласился сопровождать профессора, будут планировать вылазки в поисках информации о Татьяне; собирать ресурсы; знакомиться с обитателями Зоны и готовиться к финальной миссии – повторному походу к реактору. Впрочем, не все так просто.
А вот дальше будет спойлер, так как без спойлера мне не удастся рассказать об одной интересной и в чем-то даже уникальной механике, которую вы откроете через 2-6 часов игры.
Через некоторое время после начала игры вы умрете в результате выброса с Чернобыльской АЭС, спровоцированного каким-то из ваших действий. Умрете, чтобы услышать от Татьяны, а ее голос сопровождает вас всегда, о возможности изменить прошлое, поменяв некоторые из ваших предыдущих решений (на это требуется чернобылит) или вообще стерев их из реальности и пройдя заново. После того, как вы выберете новые события сюжетной линии и/или уберете из нее лишние, мир Зоны изменится в соответствии с вашими решениями. Вы можете потерять часть напарников, на приобретение которых потратили кучу времени и ресурсов, и даже изменить сами игровые уровни. На самом деле достаточно интересный и необычный подход, особенно как для action/adventure/RPG с видом от первого лица.
Совершая ежедневные вылазки со своей базы, вы каждый раз будете оказываться на одних и тех же небольших по размеру уровнях — увы, огромного связанного мира здесь нет. Всего таких уровней пять, не считая самой станции: Око Москвы (Советская загоризонтная радиолокационная станция «Дуга»), Рыжий лес, Порт Припяти (Кладбище кораблей), село Копачи и центр Припяти. Все хорошо знакомые по S.T.A.L.K.E.R. и многочисленным репортажам из Зоны отчуждения объекты на месте – колесо обозрения, кафе «Припять», брошенный детский садик в Копачах, панельные девятиэтажки Припяти и т.д. Вот правда сами уровни достаточно условные, собранные из запчастей, а не 100% топографически верные.
Уровни действительно небольшие, но благодаря смене погоды и времени суток, а также влиянию на природу Зоны ваших действий они выглядят и ощущаются чуть иначе в каждом заходе. Туман и дождь ограничивают видимость, во время одних вылазок больше монстров, во время других — больше солдат. Выглядят уровни с детальными текстурами и множеством реальных объектов очень аутентично и атмосферно, но каждый раз «гулять» по тем же самым подворотням и коридорам немного утомляет.
Chernobylite, как и грядущий S.T.A.L.K.E.R. 2, использует графический движок Unreal Engine, правда, не UE5, на который недавно перешла игра GSC Game World, а предыдущую версию, UE4. То есть в целом игра выглядит очень даже неплохо, особенно как для проекта небольшой команды. Эффекты смены погоды и глобального освещения впечатляют, как и отсканированные текстуры и важные объекты, а вот заурядные модели просто на неплохом уровне, ничего необычного в них нет.
Что в Chernobylite плохо, так это стрельба. Ваш герой все-таки профессор, а не профессиональный убийца, двигается он вяло, стрелять «с бедра» не умеет, меняет и перезаряжает оружие медленно, а при прицеливании смена стволов и вовсе запрещена. Так что вступать в перестрелки с патрулями, которые через некоторое время становятся очень толстыми, как-то не хочется, даже «одевшись» в тактическую броню и вооружившись местным рейлганом или аналогом BFG. Так что приходится использовать stealth, хотя и он здесь достаточно рудиментарный и опять-таки некомфортный. Кстати, стрельбе мешает еще и тот факт, что Химинюк, человек сугубо гражданский, испытывает дискомфорт от убийств, его в буквальном смысле плющит после трех-четырех трупов. Вплоть до того, что из-за низкого морального состояния начинает падать и здоровье. Да и целиться в противника, пока перед глазами плавают зеленые точки, а поле зрения сужается, очень непросто.
Что до стволов. Их в игре всего пять – револьвер, АК, шотган, рейлган и вот та самая BFG, она даже стреляет так же, как в классическом DOOM. Все оружие настраивается, почти как в Metro Exodus: магазины, спуск, прицелы, стволы и приклады можно менять на базе. Но в целом, вся эта возня, весь этот симулятор выживания с распределением пайков, расстановкой стульев и рассадкой цветов, выглядит совершенно неуместным и созданным как будто специально для того, чтобы растянуть прохождение. В той же State of Decay это было сделано намного лучше и выглядело логичней. Я не хочу двигать кровати и громоздить горку электрогенераторов, я хочу исследовать зону! Да и необходимость искать пять разных ресурсов, собирать и разбирать предметы тоже немного раздражает.
А вот ролевая составляющая на самом деле неплохая. Чтобы выучить новое умение, необходимо пройти небольшой тест от напарников-учителей. Пробежать полосу препятствий, метко стрелять, быть невидимой тенью и т.д. У каждого из напарников свои умения, так что вербуйте людей и завоевывайте их расположение.
Чуть выше мы хвалили Chernobylite за атмосферность и аутентичность. Все так. Вот только поляки из The Farm 51, похоже, забыли взять консультанта, действительно жившего в УССР в 1986 г. Поэтому при всей реалистичности объектов, встречаются и откровенные глупости, разрушающие всю атмосферу. Такие, например, как телевизор Philips и видеомагнитофон в обычной чернобыльской квартире. Или явно американский стиральный порошок и моющие средства. Или все газеты и документы КГБ на английском. Черт возьми, неужели сложно было сделать русскоязычные документы, ведь вы все равно даете расшифровку текста в титрах?
Но самое неприятное лично для меня происходит в самый драматический момент игры, в сцене с Татьяной в кафе «Припять», где авторы двумя неправильно выбранными словами, нет это не преуменьшение, действительно двумя словами, превращают трагедию в фарс в духе Монти Пайтона. Лично для меня этот момент был даже в чем-то оскорбительным.
Когда Борис признается Татьяне в любви и обвиняет Игоря в невнимательности к ней, он говорит буквально следующие: «Игорь относится к тебе как к обычной славянской женщине!». Никто в СССР ни в трезвом, ни в нетрезвом уме не сказал бы такое. «К обычной женщине», пусть даже «к обычной советской/русской женщине», но не «к славянской». Таких оборотов в обиходе просто не было.
И второе слово. Когда офицеры КГБ арестовывают Таню, они пугают ее тем, что ее семью сошлют из Ленинграда в Мурманск. В Мурманск, Карл! Во времена СССР Мурманск был привилегированным городом с неплохими зарплатами, назначение туда еще нужно было заслужить. Скажи офицер «на Колыму», «в Норильск», «на Магадан», вопросов бы не было. А так…. Пугать Мурманском, и кого… питерцев?
Впрочем, западные игроки, скорее всего, не заметят в этом никаких несоответствий. Как и наши соотечественники, родившиеся после 1980-ого года. Для них обе фразы прозвучат вполне нормально. Для меня же они просто уничтожают всю сцену. Сцену бесспорно сильную и вполне возможную в реальности. Более того, подобные события в СССР происходили повсеместно.
Да, по поводу Сашко, щеголяющего в футболке с малым гербом Украины и рассказывающего о своей юности в каменных джунглях… Москвы. Это не глюк, потом Сашко расскажет, что он делал в Москве с таким именем. История вполне возможная в СССР. В целом, персонажи игры получились достаточно интересными, хотя бывший вагнеровец Антон вряд ли вызовет у украинцев сочувствие, на которое надеялись авторы игры. Особо стоит похвалить исполнительницу роли Татьяны, у нее очень проникновенный голос, за такую женщину действительно пойдешь в пекло. Да, и обратите внимание на DLC Chernobylite – The Art of Chernobylite, там в конце просто шикарные фотографии косплея, которые авторы сняли в Зоне. Модель, играющая Татьяну, там тоже есть.
На текущий момент Chernobylite вышла на ПК, в Steam и Epic Games Store, а релиз игры на PlayStation 4 и Xbox One запланирован на 7 сентября 2021 года. Цена для украинцев более чем адекватная – 279 грн., плюс здесь сразу на старте имеется очень неплохая украинская локализация (субтитры и интерфейс). С некоторыми ошибками и несколькими непереведенными фрагментами текста, но есть. Имеется и русская версия с полноценной озвучкой, но мой вам совет, включите английскую озвучку с украинскими субтитрами, они просто лучше.
Учитывая все сказанное, мы все-таки склоняемся к тому, чтобы рекомендовать Chernobylite нашим читателям. Да, у нее есть огрехи, да, люди, жившие в СССР, заметят «клюкву», но в целом это очень неплохая игра. Не S.T.A.L.K.E.R. 2, который вы ждете, но вполне себе S.T.A.L.K.E.R. 1,5.
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.