Disco Elysium — очень специфическая ролевая игра, в которой нет практически ничего, кроме текстов. Разговоров, внутренних моно/диалогов, описаний и т.д. Осмелюсь заявить, что это одна из самых необычных, стильных и глубоких RPG последних лет.
Жанр ролевая игра
Платформы Microsoft Windows
Языки английский
Разработчик ZA/UM
Издатель ZA/UM
Сайт Steam
Disco Elysium начинается с того, что ваш рептилоидный мозг общается с неокортексом, а продолжается беседами с зеркалом, попыткой убедить мусорный контейнер открыться, смертью от неудобного стула или от собственной неловкости. Эта игра, в которой Game over можно получить в первой же игровой сцене, и провести несколько часов, изучая скандальные расовые теории или собирая пустые бутылки на улице. Здесь можно брать взятки, просить милостыню, умереть от передоза или от испуга. Порассуждать об эзотерике, подружиться с бомжами, стать завсегдатаем ломбарда или книжного магазина. Возможно, Disco Elysium правильнее было бы отнести к жанру адвентюр или вовсе визуальных новелл, но здесь у вас действительно есть огромные возможности по выбору линии поведения и отыгрышу роли, такие, которые и не снились большинству больших RPG.
А начинается все с того, что ваш герой просыпается после многодневного запоя голым в разгромленном в хлам гостиничном номере. Он допился уже до белой горячки, разговаривает сам с собой и с загадочными потусторонними сущностями и совершенно не помнит, кто он такой и что, собственно, здесь делает. Амнезия — часто используемый разработчиками игр прием, в этом Disco Elysium похожа на две другие RPG, с которыми ее чаще всего сравнивают, на Planescape: Torment и Torment: Tides of Numenera.
Так что первой вашей задачей станет одеться (что не так-то и просто, учитывая, что одного ботинка в комнате нет, зато имеется разбитое оконное стекло), спуститься в лобби и понять, кто вы, собственно, такой. Достаточно быстро выясняется, что вы коп, вот только… во время последнего запоя вы потеряли где-то свой полицейский значок, возможно, продали или выбросили табельное оружие, заблевали и уничтожили свои записи и вообще, вели себя крайне вызывающе – разгромили номер и испортили несколько предметов в кафе, угрожали посетителям пистолетом, а одна из официанток вообще уволилась по вашей вине. Впрочем, все эти расспросы так и не помогут вам узнать собственное имя.
А на пороге уже маячит ваш напарник, ведь кроме всего прочего, у вас имеется труп, происхождением которого стоит заняться. Повешенный болтается на заднем дворе кафе вот уже неделю и уже начал пованивать. Кто-то стащил с трупа одежду, а уличные дети развлекаются тем, что бросают в тело камни. Вам необходимо снять труп и провести осмотр места преступления. Ну и, конечно же, допросить возможных свидетелей в близлежащих домах. Полицейская работа нетороплива, кропотлива и обстоятельна, впрочем, в вашем случае она может преподнести какие угодно сюрпризы.
Собственно, вся Disco Elysium – это текст, текст и почти ничего, кроме текста. Допросы подозреваемых, поиск улик, внутренние монологи и общение с разными сторонами собственного сознания. Если в тех же Planescape: Torment и Torment: Tides of Numenera, кроме огромного количества текста, была все-таки и какая-то боевая система, то в Disco Elysium редкие столкновения решаются в том же текстовом диалоге, просто проверяются совсем другие параметры персонажа.
Ролевая система в игре очень необычна. У вас есть двадцать четыре характеристики (аспекты личности), разбитые на четыре группы. Интеллект – логика, риторика, энциклопедические знания, драма (позволяет определять ложь), концептуализация (умение различать креативность, понимание искусства), визуализация (умение реконструировать сцену преступления, понимание законов физики). Психика – сила воли, внутренняя империя (очевидная отсылка к фильму Дэвида Линча, в игре это предчувствие, шестое чувство), эмпатия, властность, моральный дух (в данном случае понимание полицейской культуры, чувство локтя), внушение. Физические качества – выносливость, болевой порог, чувство тела, электрохимия (восприимчивость к наркотикам), чувство опасности, доверие к инстинктам. Моторика – координация, восприятие, скорость реакции, находчивость, согласование (здесь — умение управлять механизмами), хладнокровие. Собственно, только последнюю категорию можно условно соотнести с привычной нам по другим RPG ловкостью, с остальными сложней.
Кроме 24 характеристик, у вашего героя есть нечто вроде Чертога разума Шерлока Холмса, где он обдумывает сложные концепции вроде феминизма, налогообложения, расовой теории, одиночества, боли утраты и т.д. Эти мысли должны некоторое время вылежаться в Чертоге, после чего дадут вашему герою некоторые бонусы к определённым характеристикам или действиям. Впрочем, порой мысли приносят больше вреда, чем пользы. Условно эти мысли в Кабинете размышлений можно назвать перками персонажа.
Да, классический инвентарь с одеждой и некоторые инструменты, типа фонарика, фомки и папки с бумагами в игре есть. Одежда дает бонусы к тем или иным характеристикам и в зависимости от ситуации ее стоит менять.
Каждый диалог, каждое событие в игре проверяет те или иные параметры героя, добавляя к ним модификаторы от одежды, инструментов и полученных ранее улик или информации, а затем бросая кубики. Хотите осмотреть место преступления — попробуйте визуализировать сцену убийства, хотите взломать дверь – попробуйте опцию координации, отличить правду от лжи – драма, и т.д. Впрочем, порой от вашего выбора ничего не зависит, те или иные аспекты вашей личности будут активизироваться в зависимости от их значения и текущей ситуации и… вступать с вами в диалог. Эти внутренние диалоги составляют чуть ли не четверть текста в игре.
Да, читать придется много. Все персонажи Disco Elysium великолепно прописаны и любят поговорить. Ваш журнал начнет наполняться важными и не очень заданиями, причем зачастую никаких подсказок, где искать ответы на интересующие вас вопросы, никаких маркеров на карте здесь нет. Вы коп – вперед, общайтесь с народом, расследуйте.
Тексты в Disco Elysium невероятно красиво написаны. У каждого персонажа свой стиль общения, собственный словарный запас, а зачастую еще и какой-нибудь диалект. Кроме того, вы же ничего не знаете об этом мире, так что вам придется, кроме вопросов, непосредственно связанных с расследованием и вашими текущими задачами, задавать вопросы и об игровом мире, а он на самом деле весьма непрост.
Город-государство Ревашол пятьдесят лет назад пережил кровавую коммунистическую революцию, красный террор, потом белый террор, в итоге мятежный регион был оккупирован иностранными интервентами, Коалицией, поделившей город на зоны влияния, но не особо заботящейся о его развитии. Этакая смесь СССР и послевоенной Германии. За последовавшие 50 лет Ревашол так и не пришел в себя. Город лежит в руинах, люди ютятся в каких-то убогих квартирках, социальные конфликты нарастают. Здесь толком нет правительства, а полиция работает на общественных началах. В тех же доках, в которых вы оказались по воле службы, всем заправляют профсоюзы, которые ведут себя как настоящая банда. Прямо сейчас профсоюзы проводят забастовку, выдвигая явно неосуществимые и в целом достаточно бредовые требования. Убийство, которое мы расследуем, скорее всего связано именно с забастовкой.
Несмотря на то что Disco Elysium – это по сути текстовая RPG, графика игры оставляет очень приятное впечатление, изометрический мир и персонажи нарисованы, кажется, масляными красками и выглядят очень самобытно и ярко. А изображения в том же Кабинете мыслей дадут фору самым безумным работам Дали и Босха. Локации в игре получились запоминающимися, а в некоторые моменты, например, внутри кафе вечером, Disco Elysium выглядит просто фантастически.
Самый большой минус Disco Elysium является отражением ее самого большого плюса – это огромное количество красивого, хорошо написанного, неглупого текста. В игре, по заверениям разработчиков, около 1 млн. слов, что даже больше, чем в Planescape: Torment (800 тыс. слов) или в «Войне и мире» (450 тыс. слов). Перевод такого огромного массива текста — невероятно трудная и недешевая задача, так что единственный язык, на котором доступна Disco Elysium – английский. И что-то мне подсказывает, что локализации на русский и тем более на украинский мы не дождемся никогда, очень уж нишевый это проект.
Причем язык в игре далеко не самый простой. Не могу сказать, что я в совершенстве владею английским, скорее у меня средний уровень, зато действительно большой словарный запас, тем не менее, играть в Disco Elysium мне пришлось с открытыми словарями, причем сверяясь с ними порой по несколько раз за предложение. Дело в том, что многие персонажи игры говорят на диалектах, используют специфическую лексику и сыплют редкими фразеологизмами. Порой герои обсуждают не самые распространённые темы, связанные, скажем, с эзотерикой, криминалистикой, расовой теорией, экономикой и т.д. Кроме того, в игре полным-полно собственных топонимов и выдуманных слов, которые только усложняют ситуацию. Одним словом, игра в Disco Elysium – это само по себе неторопливое кропотливое распутывание текста.
Второй минус Disco Elysium – очень невысокий темп, опять-таки отражение ее плюсов. Чтение огромных объемов текстов — процесс очень уж неспешный. И хотя локации здесь небольшие, количество людей, с которыми нужно пообщаться, и точек, на которые стоит обратить внимание, не такое уж и маленькое. В итоге первый день, за который мое расследование не продвинулось ни на йоту, занял у меня около 8 часов игрового времени. Дальше, когда вы освоитесь в мире игры, дело пойдет веселей, но все равно, Disco Elysium — очень неторопливая игра.
Небольшое число игровых механик и концентрация на тексте делают игру немного однообразной, но здесь это скорее фишка, чем минус.
Disco Elysium — очень необычная ролевая игра. Огромное количество текста, отсутствие локализации и очень сложный английский наверняка отпугнут от проекта широкую публику. Но если вы все-таки решитесь окунуться в мир Disco Elysium и приложите усилие, чтобы продраться через непростой текст, вы получите настоящее интеллектуальное удовольствие от этого проекта.
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.