Пандемия, а затем полномасштабная война изменили подходы к обучению школьников: онлайн-образование набирает обороты и позволяет детям получать знания независимо от места пребывания. К примеру, четверть учеников КМДШ учится онлайн. Дети собираются в виртуальные классы, программы отвечают требованиям МОН Украины, а геймификация процесса помогает держать интерес и мотивацию учащихся на высоком уровне.
Редакция ITC.UA узнала, как построен процесс обучения и насколько он эффективен.
Содержание
Сеть школ КМДШ основали выпускники КМБС, в том числе и Владимир Козленко. По состоянию на сегодняшний день он продолжает развивать КМДШ ВСЕСВІТ. Сначала это была школа выходного дня, со временем она превратилась в школу полного дня, а с 2023 года в ее составе начал действовать садик полного дня. За 11 лет на образовательном рынке КМДШ выросла до шести учебных заведений в Киеве и развила направление онлайн-образования.
Диджитализованный подход к обучению детей был ответом на сегодняшние вызовы. Сначала появился так называемый гибридный формат обучения, когда дети могли одновременно находиться онлайн в прямой трансляции и офлайн. Но при таком подходе преподаватели столкнулись с определенными вызовами, а именно подготовка материалов (отдельно для онлайн- и офлайн-обучения), удержание внимания детей и контроль учебного процесса.
Для предоставления качественных образовательных услуг в КМДШ решили разделить учебный процесс на два отдельных формата: онлайн и офлайн. В частности, онлайн-формат был разделен на Real Time и экстернат.
Real Time – только «живые» онлайн-занятия с учителем, никаких уроков «в предыдущей записи».
Экстернат – дистанционный формат обучения, когда учащиеся самостоятельно овладевают образовательными программами.
Для максимального привлечения и мотивации учеников в обучающих программах Play процесс обучения геймифицирован.
Благодаря постоянному взаимодействию учащиеся и преподаватели не ощущают разницу между онлайн- и офлайн-обучением. Но приемы оценивания учеников отличаются, поскольку труднее соблюдать академическую доброчестность привычным способом. Поэтому большинство учителей переходят на устный опрос, беседу и тому подобное для оценивания настоящих знаний ребенка.
С 2020 года 67 выпускников поступили в ведущие украинские вузы и популярные зарубежные высшие учебные заведения.
Дистанционное образование – один из самых оптимальных способов наверстать образовательные потери, обусловленные военным временем. Детям доступны материалы с видеопояснениями, подробные материалы с примерами и задачами с автоматической проверкой. Кроме этого, учащиеся имеют возможность получить дополнительную консультацию учителя. Учебный процесс в целом происходит в удобном темпе, а получать образование можно из любой точки мира.
«По моему мнению, экстернат – это о самоорганизации детей, – отмечает директор лицея КМДШ ОНЛАЙН Алена Кузовенкова. – А этому навыку нужно учить, поэтому первое время желательно, чтобы родители помогали ребенку самоорганизоваться и наладить график».
Есть дети, которым нужен именно формат Real Time, поскольку у всех есть свои особенности. Например, гиперактивный ребенок может постоянно отвлекаться на занятиях, которые проходят офлайн. А когда он находится в своей комнате и привычной для него среде, то его уже ничто не отвлекает, а обучение становится более активным и продуктивным.
Учиться онлайн в КМДШ могут все желающие дети. Проверить, подходит ли такой формат обучения именно вашему ребенку, помогут пробные дни, во время которых семьи знакомятся с программами и подходами к преподаванию, а учителя – с ребенком. По результатам пробных дней педагоги определяют, следует ли ребенку дальше проходить еще и тестирование. Тестирование проводят, чтобы спланировать дальнейшую траекторию обучения учащегося. На экстернатную форму обучения учеников засчитывают без пробных дней и тестирования.
Когда семья выбирает для своего ребенка формат Real Time, то обучение проходит по определенному графику. Ежедневно у учащихя есть синхронные уроки с 10 часов утра и, в зависимости от возраста, до 13:00 или 14:30. Выбранное время обосновано тем, что значительное количество школьников находится за границей и разница во времени достигает 1–2 часов.
В случае блекаутов у педагогов есть готовые материалы.
Дети объединены в классы, у каждого класса есть куратор. Уроки проходят на платформе Microsoft Teams: здесь есть классы, календарь, чат, задачи.
В экстернате ученик учится самостоятельно, и результаты обучения зависят от многих факторов: самоорганизация, мотивированность, время, которое уделяется обучению, и так далее.
В старших классах дети часто пропускают первые или последние уроки, так как тратят время на дорогу или на посещение дополнительных занятий. В Real Time расписание дня построено таким образом, что после 14:30 у детей свободное время, которое они могут использовать по собственному усмотрению. Часть предметов, в частности искусство, основы здоровья, физкультура и т.п., излагаются в форме интегрированной проектной деятельности
Геймификация – методика обучения на основе игры и с использованием системы игровых элементов. Вызывая заинтересованность, учителя повышают мотивацию к обучению.
Плюсы геймификации в обучающих программах Play:
Любая школа мечтает о лучших специалистах, а преимущество онлайн-школы в том, что она не ограничена территорией и может предложить работу лучшим учителям из любого отдаленного городка или поселка.
Критерии, по которым отбирают кандидатов в КМДШ, это в первую очередь сочетание профессионального уровня и определенных человеческих качеств. Человек должен соответствовать ценностям КМДШ, не останавливаться на достигнутом и экологично находить общий язык с детьми. Он должен разделять такие ценности, как взаимодействие на основе честности и уважения; свобода осознанного выбора; человечность.
В 1–4-м классах на интегрированных уроках «Я исследую мир» происходит волновое погружение в тему месяца, например «Украина, искусство, экосмарт». В течение месяца ученики изучают тему с разных сторон, используют знания, которые они получают на разных предметах.
Каждый класс с учителем выбирает подтему (но это необязательно: если защита будет происходить в виде соревнования, то ученики просто изучают тему месяца), в которой будет глубже работать. А в конце месяца каждый ученик представляет и защищает проект на эту тему. В онлайн-обучении защита может происходить в виде презентации, исследования, работы, веб-квеста, блицтурнира, соревнований, Kahoot!
По результатам выполнения таких проектов ученики получают семестровую оценку.
Тематика проектов разработана учителями КМДШ и достаточно разнообразна. Но учащиеся могут выбирать собственные темы. В частности, случались очень интересные и неожиданные проекты, например, ученики:
В КМДШ уделяют большое внимание подготовке учащихся к внешнему независимому оцениванию
В течение 10–11 классов учителя постепенно уплотняют программу так, чтобы ближе ко второму семестру 11-го класса была возможность освободить учащимся время от изучения программного материала и уделить время подготовке к НМТ.
Также несколько раз проводится тренировочное тестирование выпускников. При этом воспроизводятся условия, приближенные к реальным: отведенное время, перерывы, количество задач – все как во время НМТ.
В 2022 году школьники, которые учились в формате Real Time, получили высокие баллы: например, 200 баллов по украинскому языку, 175 и выше баллов по математике. Поэтому в КМДШ считают, что Real Time дает возможность получить такие же результаты, как и в офлайн-учебе. Особенно это характерно для детей старшей возрастной категории.
Почему онлайн-обучение в КМДШ выбирают дети и их родители: