В прошлом месяце в Киеве прошла первая встреча фанатского сообщества MIUI Украина. На ней собравшиеся смогли пообщаться и познакомиться с актуальными новинками Xiaomi и другими товарами фирменного магазина компании (mi.com). Главной темой мероприятия стала презентация MIUI 8, которую провел Евгений Дроздов, больше известный как Zenk — владелец сайта MIUI.su. О самой MIUI 8 мы расскажем в отдельном материале, а пока решили поговорить с Zenk-ом о MIUI, Xiaomi и фанатских сообществах.
Расскажи о своем первом знакомстве с MIUI
Сам Android первый раз я установил на HTC HD2. Установил, полистал… и удалил. Потом через полгода узнал про прошивку MIUI, скачал и с тех пор я в нее влюбился. После HD2 у меня было много смартфонов, но с тех пор я сижу исключительно на MIUI. Конечно, есть и другие хорошие прошивки, но я буду до последнего на MIUI.
Как ты стал владельцем MIUI.su?
Изначально проект был не мой, им владел другой человек, а я был просто пользователем. В какой-то момент сайт перестал обновляться, месяца три-четыре не было обновлений, а после появления одной новости я написал владельцу: «Давай я буду тебе помогать». Сначала чуть-чуть, а потом начал делать всю работу и даже получал за это копеечку. Потом человек решил продать сайт, и я купил его за символическую сумму. Продавая сайт, он сказал: «Это провальный проект, у него нет никаких перспектив». Как оказалось, перспективы есть.
Что представляет из себя проект сейчас, кроме того, что это сайт, где можно скачать локализированную версию MIUI?
Помимо этого, мы переводим приложения для всех аксессуаров Xiaomi, публикуем новости из мира MIUI и Xiaomi, стараемся освещать события, проводим на сайте текстовые трансляции.
Сколько человек трудится в проекте?
В принципе, периодически происходит текучка, но у нас есть костяк. Сейчас всем на сайте занимается администратор DriffeX – я отдал ему управление сайтом, плачу зарплату, чтобы он за всем следил и занимался переводом прошивок. Также есть помощники, администратор форума, модераторы, переводчики. В каждой области есть люди – по программированию, по поддержке сервера, по разработке систем управления сайтом (человек написал раздел прошивок, систему для OTA обновления).
MIUI.ua – тоже ваш проект?
Нет, это проект украинских партнеров. Когда мы с ними познакомились, официальным украинским фан-сайтом была другая площадка. Но ребята не занимались сообществом, поэтому в итоге статус официального фан-сайта получил miui.ua. Сейчас мы работаем вместе и каждый вносит свой вклад. Соответственно объединив усилия, мы создали то, что есть сейчас– стабильные прошивки. По сравнению с аналогичными проектами перед релизом каждой прошивки команда бета-тестеров все проверяет (сутки идет тестирование) и только потом мы выкладываем все в публичный доступ.
Много внимания начали уделять качеству перевода. У сторонних проектов случались смешные косяки, а у нас переводом занимался только я и уже потом начал заниматься администратор. Перед тем, как передать ему полномочия, я его около года курировал – таким образом получилось сохранить качество перевода.
MIUI – это проект с открытым исходным кодом?
Частично. Раньше Xiaomi открывали исходный код версий MIUI, люди свободно портировали прошивки на другие телефоны. Во времена MiUI 4 или MIUI 5 помимо официально поддерживаемых моделей Xiaomi мы еженедельно переводили порядка 60 портированных прошивок для устройств остальных производителей и то захватывали не все модели – на тот момент у них был большой пик. А потом, с выходом новых версий MIUI они стали неохотно открывать исходный код и соответственно стало меньше портированных прошивок.
А что такое официальный фан-сайт MIUI?
Если ты хочешь создать фан-сайт, то он должен соответствовать списку требований. Собственно, должен быть сам сайт, еженедельно должны выкладываться переведенные прошивки плюс пара других пунктов. За это Xiaomi раз в год высылает новый смартфон, чтобы была возможность нормально тестировать переведенные прошивки.
Как еще Xiaomi поддерживает фанатские сообщества?
Раньше все было очень хорошо – например, постоянно снабжали подарками. Была премия на лучший фан-сайт. В первый год мы заняли первое место – было очень много подарков, потом второе (подарков стало заметно меньше), в последний раз третье. Но даже это хорошо, потому что в прошлом году первое место заняла Индия – Xiaomi пришли туда официально, потом Индия и еще кто-то. Количество фан-сайтов, видимо, растет, а бюджет уменьшается…
Подарки – это просто подарки, фирменная продукция?
Конечно, никакой материальной поддержки нет. Не особо они заинтересованы в развитии фан-сайтов.
Фанатские сообщества для компании не важны?
Не совсем. Есть человек, просто менеджер, который курирует это направление. Компании выгодно, что есть фанаты – люди заинтересованные, работает сарафанное радио, их смартфоны становятся популярнее. Люди, которые раньше смеялись над китайскими смартфонами, теперь приходят и спрашивают: «Redmi 3 – хороший смартфон, поможешь прошить?»
Как со всем этим стыкуется политика компании – за последнее время Xiaomi начала блокировать загрузчики, смартфоны стало сложнее использовать
Одной из причин блокировки загрузчика была безопасность, об этом у нас есть статья. Есть такая тенденция, что иногда Xiaomi усложняет нам жизнь. Раз в три месяца появляется какая-то проблема – это стабильно, иногда чаще. И мы или всем комьюнити, или каждый сам для себя пытаемся ее решить. С такой тенденцией фан-сайты скоро вообще загнутся. При этом есть категория пользователей (простые люди), которые хотят просто брать смартфон и пользоваться им, без разблокировок и прочего. Еще одна причина – они хотят избавится от серого рынка своих смартфонов.
Получается, что Xiaomi видит рынки, где присутствует официально, а остальные не замечает?
У них есть какой-то свой вектор развития, которого придерживаются, но никому о нем не рассказывают. Я в этом уверен, потому что много лет общаюсь людьми на разных уровнях, даже с Хьюго Барра – он охотно идет на контакт, но этим все ограничивается. В начале 2014 года компания анонсировала список стран, в которые должна прийти официально (в том числе и в Россию). Через полгода спрашиваю у Хьюго: «Ну, когда?» и получаю ответ: «Через полгода», потом «еще через полгода» и так все время. Есть информация, что партнеры не могут определиться, кто будет оплачивать расходы, связанные с рекламой, распространением и прочим – Xiaomi не хотят за это платить.