Каждый ПК геймер через определенные промежутки времени задается одним вопросом: как поднять FPS в играх? Самый простой, но более дорогой способ — покупка новой видеокарты или замена «железа». Однако свободные средства не всегда существуют, а играть хочется. Тем временем разработчики видеокарт постепенно внедряют так называемые Генераторы кадров (Frame Generator), которые увеличивают FPS на современных и предыдущих поколениях видеокарт. Вот только энтузиасты начали создавать собственные «FrameGen». Сегодня на примере Steam Deck OLED попробуем разобраться в некоторых из них и выяснить, действительно ли существует положительный эффект, или это лишь плацебо?
Содержание
Генератор кадров (Frame Generator) — это технология, которая создает дополнительные кадры между уже имеющимися. Она необходима для обеспечения плавности изображения в видеоигре или кино, где есть хотя бы минимальная нагрузка на GPU.
Классическим примером этой технологии являются телевизоры с интерполяцией. Во время просмотра фильма вы могли заметить, что иногда движения людей выглядят несколько неестественно быстро. Например, рука персонажа частично размывается и становится нечеткой во время движений. Или он сам во время бега. Причина такой «визуальной странности» заключается в том, что фильмы отображаются в 25-30 FPS, а ТВ пытается увеличить это значение до 60-120. Конечно, в зависимости от частоты дисплея и включению Motion Interpolation внутри настроек телевизора.
С играми дела обстоят еще немного сложнее. Кроме самого показа изображения необходимо учитывать действия игрока. А именно, ведение прицела мышкой или стиками, нажатие клавиш на клавиатуре или геймпаде. Если объяснить по простому: монитор показывает первые кадры врага, пользователь нажимает ЛКМ ради выстрела, CPU получает данные от мыши и отправляет запросы для GPU на активацию стрельбы, CPU/GPU вместе проводят свои операции и отправляют новое изображение на монитор.
Процесс, когда между нажатием (в данном случае мыши) на действие и показ на мониторе называют Задержкой ввода (Input lag).
От двух главных разработчиков видеокарт существует две реализации: AMD FSR Frame Gen и Fluid Motion Frames, NVIDIA DLSS Frame Generation и Intel XeSS2 Frame Generation. А уже они имеют свои отдельные версии с добавлением одного или нескольких кадров с применением ИИ технологий. Упоминаем о них не впервые, поэтому зацикливаться не будем. Протестуем как-нибудь в другой раз.
В этот раз посмотрим на программные реализации двух других известных генераторов кадров: Decky Framegen (OptiScaler) и Lossless Scaling. А тестирование будет проходить на «слабой» портативной консоли Steam Deck OLED.
Аппаратная платформа Steam Deck OLED основана на архитектуре AMD Van Gogh: процессор AMD Zen 2 имеет 4 ядра/8 потоков на частоте 2,4-3,5 ГГц, видеокарта AMD RDNA 2 с 8 CU с частотой 1-1,6 ГГц. Потребление APU составляет от 4 до 15 Вт. Оперативная память 16 ГБ стандарта LPDDR5 6400 МГц распаяна на материнской плате. Дисплей с разрешением 1280х800 пикселей с диагональю 7,4 дюйма.
Как видите, Deck не демонстрирует сильные технические параметры по сравнению с современными ноутбуками с дискретной видеокартой или домашними компьютерами. Однако это портативная консоль, поэтому и требования к этому классу устройств другие: чем дольше играешь с пригодной графикой, тем лучше консоль. Также ею модулируем более слабые ноутбуки или ПК. И если пользователь знает возможности своей «машины» и Deck, то надеюсь сможет сопоставить и сравнить результаты между собой.
Cyberpunk 2077 скоро будет 5 лет, однако большинству «портативного железа» все еще сложно иметь дело с ней. Даже с выключенным Ray Tracing. Хорошо, что благодаря маленьким дисплеям в них, можно выключать большинство настроек графики — их не видно, а FPS и плавность падают. Поэтому выставляем такие настройки:
Относительно выбора графических настроек «Steam Deck» в самой игре. Оставлять FSR 2.0 когда доступен FSR 3.0 с лучшим изображением выглядит глупо. Плюс другие характеристики снижают FPS.
При выборе настроек графики в игре можно выбрать встроенный генератор кадров — AMD FSR Frame Gen 3.1. После проверки его работы в бенчмарке возникает определенная проблема. А именно, счетчик FPS показывает меньшие значения, чем без него. Изображение также становится слишком плохим. На скриншотах снизу результаты тестирования пресета Steam Deck, FSR 3.0 с включенным и выключенным генератором соответственно. Причину такого падения точно не подскажем (баг патча?), но сообщить об этом необходимо.
Сначала нужно поговорить, что это приложение не DLSS. Decky FrameGen благодаря OptiScaler позволяет включать FSR/XeSS в играх, которые официально его не поддерживают. По простому: вы будете видеть в настройках включенный DLSS, но файлы внутри игры уже заменены на те, что включают другой апскейлер. Никакой магии или способа запуска настоящего NVIDIA DLSS на видеокартах AMD нет. Это нужно понимать и не путаться.
Установка Decky FrameGen проста и не требует специальных знаний:
После этого находим приложение в Decky Loader и нажимаем клавишу Install FG Mod, которая загрузит все необходимое. После этого выбираем игру, где необходимо включение ненастоящего DLSS и устанавливаем патч. Нас предупреждают о возможных проблемах, но останавливаться уже поздно.
После запуска Cyberpunk2077 в настройках действительно видим поддержку «DLSS». Оставляем его и меняем все настройки на необходимые. Видим приятное среднее значение 60 FPS во встроенном бенчмарке. Только после нескольких попыток начинаем видеть определенные некритичные графические артефакты — Гоустинг (Ghosting) на определенных объектах игры. Переходим в кампанию, садимся в машину, разгоняемся и получаем удвоение изображения автомобиля. Скажем честно, это не очень приятно.
Причина такого эффекта «двойного бампера» — генератор кадров. Изменение апскейлера или его отключение позволяет увеличить общее качество графики, но Ghosting остается.
Как узнать, какая именно модель (FSR/XeSS) применяется в настоящее время вместо DLSS? Для этого необходимо установить клавишу Insert на одну из клавиш Steam Deck. Желательно, на задней части. Конечно, подключить внешнюю клавиатуру тоже можно. После запуска игры и нажатия Insert открывается меню выбора настроек OptiScaler. Настроек достаточно много, однако именно здесь сможем выбрать апскейлер, настроить такие параметры (Quality, Balance, Performance), и другие действия. А в нижнем левом углу увидим значение разрешения от которого модели отталкиваются для преобразования в натив.
XeSS / FSR 3.0 (до 1280 х 800) | |
Ultra Performance | 426 x 266 |
Performance | 640 x 400 |
Balance | 752 х 470 |
Quality | 853 x 533 |
«NVIDIA DLAA» | 1280 x 800 |
Проведем небольшое тестирование в начальной локации. Применим XeSS. Скриншоты и видео представлены для самостоятельного ознакомления. Из интересного, Cyberpunk2077 не всегда загружает все объекты в нашем поле зрения. Поэтому бывают забавные моменты с одинаковыми моделями друг в друге.
Выводы после тестирования различных настроек:
Приложение Lossless Scaling (LS) достаточно давно известен на рынке апскейлеров для Windows ПК. Но в начале прошлого года к нему добавили генератор кадров, что очень сильно увеличило популярность приложения. За небольшую цену в 7 долларов или 129 гривен для игроков из Украины, можно получить достаточно функциональное приложение для генерации х4 или х5 кадров. Особенно, если у вас высокочастотный монитор (140, 240 Гц). Однако лишь недавно его смогли добавить в виде неофициального плагина для Decky Loader с ограниченным функционалом.
Поскольку тестировать будем на SteamOS, необходимо сделать определенные действия для установки LS. Немножко труднее, чем с Decky FrameGen, но ничего сложного:
Все необходимое увидите в этом видео
Управление плагином очень простое: выбираем уровни генерации (Оff-x2-x3-x4), апскейла (Flow Scale) и модель производительности (Performance Mode, желательно оставить включенным). Настроили один раз после нескольких тестов в разных играх и оставили раз и навсегда.
Для некоторых игр (например, Clair Obscure: Expedition 33) разработчики заблокировали настройки графики для Steam Deck. Изображение при этом может быть очень плохим. В LS существует отдельный чекбокс команды для снятия этих ограничений.
Возьмем для начала встроенный бенчмарк с включенным FSR 3.0. Хотя он показывает родное значение, но мониторинг видит улучшенный FPS. Перейдем к игре и тут картина довольно печальная: счетчик показывает просто сказочные цифры, но по ощущениям тех 90+ кадров/с просто не ощущаешь. Как будто там по настоящему 30, максимум 40 FPS. Микрофризы игры во время загрузок локаций или персонажей особенно сильно ощущаются при падении со 100-120 до 40.
Steam Deck не может записывать видео более 60 кадров/с
Сразу было решено избавиться от откровенно странных цифр и получить максимум в 60 FPS, учитывая небольшую мощность устройства. Для этого необходимо открыть правое боковое меню, вкладка Производительность и включить «Отключить ограничение частоты кадров». С включенным Lossless Scaling на х2 или выше, эта функция работает наоборот: максимальное значение частоты дисплея становится лимитом генератора кадров.
На видео в некоторых моментах присутствуют белые пятна почти на весь экран. Во время игры их не было.
Приведу некоторые выводы по применению Lossless Scaling:
Во время проведения тестов было замечено включение и выключение вентилятора Steam Deck. Ничего не обычного, однако странно иметь те же значения FPS с уменьшенным значением TDP. Лучше всего это видно в бенчмарке в настройках игры, когда обычно имеем 22-23 Вт (полная мощность консоли), тогда как с генераторами кадров получим до 17 Вт. Приведем результаты проверки с 95% до 0% батареи в одной сцене в таблице ниже.
Потребление | FPS | Время работы | |
Без Генераторов кадров (FSR 3.0) | 22-23 Вт | 40-45 | 2 часа 9 минут |
Decky FrameGen (без апскейла) | 15-18 Вт | 40-45 | 3 часа 14 минут |
Lossless Scaling (FSR 3.0) | до 18 Вт | 55-60 | 3 часа 13 минут |
Как видите, Steam Deck OLED (WiFi включен и подключен, Bluetooth включен; 50% яркости дисплея) выжил на целый час или на 50% дольше(!). Результат, мягко говоря, фантастический. Причина такого большого роста времени автономной работы — уменьшение нагрузки на CPU. Decky Framegen и Lossless Scaling применяют разные модели для генерации кадров, однако результат энергоэффективности виден невооруженным глазом.
Потребление из розетки в другой сцене. Первое фото: нативное разрешение и Decky FrameGen. Вторая: только апскейлер FSR 3.0.
Cyberpunk 2077 — игра в открытом мире и загружает объекты, текстуры, эффекты в зависимости от действий игрока. Например, если постоянно ездите в авто на большой скорости, игра будет потреблять все аппаратные ресурсы и увеличивать потребление. А коридорная Ready or Not сразу загружает ресурсы, поэтому автономность будет держаться на высоком уровне.
Поговорим о зрении. У каждого человека оно разное, поэтому будем иметь проблему зависимости плавности (глаза видят) и количества видимых кадров/с. Лет 20 назад 25 FPS казалось плавным изображением на старых мониторах. Сейчас с монитора на 240 Гц может показаться, что 60 FPS мало. В общем, плавность для каждого человека и монитора разная, поэтому расскажу свои впечатления.
Лично я вижу разницу между 30 или 60 FPS. Плавное изображение для меня уже начинается со значения в 50 кадров/с. Когда в мониторинге видишь 100+ FPS, а визуально глазами в лучшем случае примерно 40 возникает дилемма: либо чего-то не понимаешь, либо мозг не так обрабатывает информацию от глаз. Именно поэтому был сделан тест с установленным лимитом FPS для Lossless Scaling, чтобы числа в мониторинге не казались слишком нереалистичными.
Не доверяйте всяким видео на Youtube о плавных 100+ FPS в тяжелых ААА играх: Elden Ring, Cyberpunk 2077 или Silent Hill 2 Remake. Это касается всех портативных консолей или офисных ноутбуков. Доверять можно только в случае обзоров производительных ноутбуков или ПК с высокочастотными мониторами, которые способны самостоятельно рендерить 60+ FPS и генерировать дополнительные кадры. Тогда в этом действительно будет смысл: почти отсутствуют дополнительные задержки, плавность картинки будет соответствовать частоте дисплея.
Несмотря на волну недовольства, генераторы кадров продолжают появляться и модернизироваться. Конечно, такие решения необходимы прежде всего для поддержки мониторов с высокой частотой. Пользователи более слабых систем постепенно станут использовать для запуска современных АА, ААА игр. Портативные консоли как раз подпадают в эту категорию. Даже те, что стоят дороже аналогичных ноутбуков.
При условии, что определенные игры имеют низкий уровень оптимизации, а железо не достаточно сильное, генераторы кадров вам не помогут. Идеальным примером такой игры выступает Silent Hill 2 Remake. После многих попыток хоть какой-то оптимизации (не используя моды), частота кадров держалась на уровне 20-25 с абсолютно ужасным изображением. При добавлении FrameGen изображение «плавало» при обычном вращении камеры. В Cyberpunk2077 также можно добиться такого эффекта включив LS на х4.
Основная задача генератора кадров — делать плавное изображение на дисплее пользователя. Но для создания новых промежуточных необходимо иметь хорошее количество обычных кадров. Хотеть получить 60+ FPS, когда собственных около 20 выглядит не очень разумно. Имея 50+ FPS, FSR/DLSS/XeSS позволяют создавать почти стабильные и плавные 60-90 кадров/с. Только придется пожертвовать качеством изображения.
Так почему бы не попробовать, когда одно решение бесплатное (Decky Loader + OptiScaler), а другое стоит как три чашки кофе и без проблем работает в Windows (Lossless Scaling)?
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.