Gears 5 Alex Ross Horizontal Key Art
Кажется, у Microsoft очень, очень серьезные проблемы с маркетингом. Ну или они просто стесняются своего игрового подразделения. Чем еще объяснить тот факт, что свой главный игровой релиз 2019 г., Gears 5, компания выпустила чуть ли не тайком? Где шумные вечеринки с обратным отсчетом и приглашенными звездами, где хэштег-шторм в социальных медиа, где десятки роликов, стримов, новостей о Gears 5? Тишина… И главное, в данном случае компании точно нечего стесняться, Gears 5 – достойное продолжение серии Gears of War и наглядная демонстрация того, как франшиза может развиваться дальше. А заодно – это практически эталонный пример правильного сочетания открытого мира и сюжетных миссий.
Жанр шутер от третьего лица
Платформы Windows, Xbox One
Языки английский, русский
Разработчик The Coalition
Издатель Xbox Game Studios
Сайт Steam
Да, вы не ослышались, легким движением руки коридорный шутер с укрытиями превращается в… коридорный шутер с укрытиями в открытом мире. После окончания абсолютно линейного первого акта вы, как в какой-то Metro Exodus, оказываетесь на открытом пространстве и должны передвигаться по достаточно большому уровню от локации к локации на ледовом, а позже песчаном, ялике. При этом, в отличие от той же Metro Exodus и других игр с открытым миром, повествование не провисает от того, что вы хаотично перемещаетесь между точками, выполняя побочные задания.
Дело в том, что в Gears 5 открытый мир практически пуст, здесь нет противников, очень мало секретов (да, они есть, но их можно пересчитать по пальцам одной руки) – все это грандиозное, потрясающе красивое пространство нужно лишь для того, чтобы вы насладились скоростью и отзывчивостью вашего наземного парусника, полюбовались величественными видами умирающей Сера и добрались до места действия второстепенной или сюжетной миссии. Первые, совершенно не обязательные для развития сюжета, можно проходить для того, чтобы получить самые мощные модификации для вашего робота-спутника ДЖЕКа, которые окажутся не лишними в бою, особенно на высоком уровне сложности. Эти миссии – это по сути короткие стычки на пять-десять минут, которые завершаются исследованием локации в поисках нужного предмета. Ну а при переходе к сюжетным миссиям, который сопровождается коротким роликом-связкой, вы оказываетесь в традиционных для Gears of War линейных локациях, все в тех же, хорошо знакомых по играм серии коридорах и залах для перестрелок с заботливо расставленными укрытиями.
Вот и получается, что открытый мир Gears 5 – это лишь фикция, грандиозный хаб, который позволяет отдышаться после очередной схватки с боссом и послушать болтовню персонажей о прошлом, будущем и отношениях между героями. С одной стороны, это всего лишь досужий треп, с другой же — он, наряду с величественными картинами, открывающимися во время путешествий на ялике, неплохо оживляет игровой мир, добавляя ему глубины. Реализация открытого мира в Gears 5 – это интересный пример сочетания мнимой свободы и сюжетного нарратива, который стоит взять на вооружение другим разработчикам игр. Но давайте все же вернемся к началу.
Gears 5 – это прямой сиквел Gears of War 4, продолжающий историю нового поколения Gears. В первом акте вы будете играть за Джей-Ди Феникса, сына того самого Маркуса Феникса, в остальных трех актах – за Кейт Диаз, тоже знакомую нам по предыдущей серии. Кейт пытается разгадать тайну своей матери и бабушки, заодно помогая мятежным Gears ввести в строй старое орбитальное оружие, способное переломить ход войны с Роем или окончательно стереть с лица Сера остатки человеческой цивилизации. Но не волнуйтесь, Маркус тоже никуда не делся и, как и некоторые другие персонажи первой трилогии Gears of War, не раз появится в кадре.
Игры серии Gears of War всегда были очень маскулинными, наполненными скрежетом пил «Лансеров», прогрызающих кости и сухожилия Саранчи, брызгами крови и героическим преодолением — как Warhammer 40K для тех, кто не хочет разбираться со всей этой мутью про вечно живого императора, богов Хаоса и комиссаров в пыльных шлемах. Казалось бы, женский персонаж, особенно сомневающийся в самом себе, должен выглядеть здесь несколько неуместно, но Кейт Диаз очень органично вписалась в этот мир и за ее историей, несмотря на предсказуемость финала, интересно наблюдать. Ну и кроме того, Кейт и сама неплохо владеет «Лансером» и режет бойцов Роя на раз-два-три.
Первые Gears of War в свое время принесли в игры моду на укрытия, но до сих пор никто так и не смог сделать этот геймплей лучше, чем Epic Games в первых трех играх и The Coalition в последних двух. Во-первых, часть укрытий здесь разрушаемые, что заставляет вас много двигаться; во-вторых, враги достаточно злые и даже на нормальном уровне сложности могут легко вынести ротозея, слишком часто высовывающего голову из-за укрытия; ну и в-третьих, противники всегда действуют в составе смешанных групп, активно маневрируют и пытаются обойти вас с фланга. Одним словом, укрытия укрытиями, а играть в Gears 5 все равно безумно интересно, особенно на высоких уровнях сложности, где без регулярного использования умений ДЖЕКа и взаимодействия с напарниками долго вы не продержитесь. Кстати, в кооперативном режиме один из игроков может взять на себя управление ДЖЕКом и… это интересный опыт, превращающий шутер от третьего лица чуть ли не в тактическую стратегию. Вряд ли вас хватит больше чем на одну миссию в подобном режиме, но это действительно необычное развлечение, достойное того, чтобы по крайней мере попробовать.
Что еще несомненно хорошо в Gears 5, так это стрельба. Каждая пушка ощущается по-своему и имеет свои преимущества. «Лансер» традиционно позволяет резать противников в ближнем бою, понятно, с боссами такой трюк не пройдет. «Коготь» впечатляет наносимым уроном и повышением точности в процессе стрельбы, но может потерять темп и начать сбоить в самый неподходящий момент. «Оверкил» выносит большинство противников с одного залпа, но стремительно опустошает магазин. «Болток» с легкостью заменяет снайперские винтовки, которые в Gears of War бесполезны чуть более чем полностью. И т.д. Но самое главное, из оружия очень приятно стрелять. Звук, отдача, эффекты попадания — все сделано просто на отлично. Браво, The Coalition!
Традиционно Gears 5 использует движок Unreal Engine, в этот раз UE4, и выглядит игра очень впечатляюще. Да, она проигрывает той же Control по реалистичности изображения и поддержке последнего поколения эффектов, зато и совсем не тормозит на средней по нынешним меркам конфигурации. В динамике игра смотрится просто отлично, а новая арт-стилистика, более свободное использование цвета и света, отход от исключительно мрачных тонов первой трилогии, как по мне, пошли серии только на пользу. Обладатели Ultimate-версии Gears 5, начавшие играть на четыре дня раньше, столкнулись с некоторым количеством багов, особенно в сетевой игре, но к релизу обычной версии большинство из них успели починить.
Да, сетевая игра. Честно говоря, я не считаю, что мультиплеер – это сильная сторона Gears 5, все-таки сюжетная часть кажется мне первоочередной, но знаю, что у этих режимов есть свои поклонники. Впрочем, ситуация, в которой два человека перестреливаются, сидя по разным сторонам одной бочки, здесь все еще не редкость. К стандартному Versus с расширенным набором карт в Gears 5 добавился новый кооперативный режим Escape, в котором вы с товарищами должны за отведенное время покинуть заминированный Улей. Врагов много, патронов мало, на отличных от Easy уровнях это даже весело. Что же до режима Horde, в котором у персонажей появились собственные ультимативные умения, то это развлечение для тех, кто любит жанр tower defense и имеет массу свободного времени – чтобы пережить 50 волн противников, нужно 2-3 часа, в зависимости от уровня сложности.
Авторы уделяют сетевому режиму Gears 5 повышенное внимание, добавив множество косметических предметов, открываемых персонажей, своеобразные сезоны с наградами и т.д., но я останусь при своем мнении, 10-часовая компания – основная часть Gears 5, и сделана она просто отлично.
Впрочем, совсем без критики кампании не обойтись. За время прохождения я много раз ловил себя на мысли, что отлично знаю, что же произойдет дальше. Сюжетные повороты предсказываются за несколько шагов, а секрет Кейт был очевиден еще по окончании Gears of War 4. Впрочем, это не отменяет того, насколько хорошо авторы рассказывают историю, в том числе фоновую, в том числе и с помощью элементов уровня. Те же ледяные фигуры в лаборатории в конце второго акта намного красноречивее слов персонажей, а грандиозная космическая программа Объединенных республик и история мятежа не желающих подписывать позорное мирное соглашение военных достойны отдельной игры.
Предсказуемость сюжета дополняется и предсказуемостью дизайна уровней. То ли я видел уже слишком много игр, то ли дизайнерам стоит что-то менять в самом подходе. Угадать, где лежат коллекционные предметы и запчасти для ДЖЕК и что именно произойдет, когда вы войдете в этот зал или дернете за этот рычаг, совсем не сложно. Впрочем, это проблема всех без исключения линейных шутеров.
Традиционно на ПК Gears 5 продается в Windows Store и совсем не традиционно игру теперь можно найти и в Steam. При покупке в Windows Store вы, как обычно, одновременно получаете версию игры для ПК и Xbox One, вот только цены здесь кусаются – 1540 грн. за Standard Edition или 2055 грн. за Ultimate Edition. Если копия для Xbox вам не нужна, приобретать игру стоит в Steam, здесь старшая версия стоит 929 грн., а младшая всего 699 грн.
История Gears of War еще не закончена. Gears 5 обрывается буквально на полуслове, так что продолжение следует. Учитывая, что почти в самом конце четвертого акта нам дают сделать очень важный выбор, который, вероятно, повлияет на сюжет следующей части, это должно быть интересно.
P.S. Где-то в недрах The Coalition идут работы и над пошаговой тактикой в мире Gears – Gears Tactics. Впрочем, мы совсем не уверены, что Gears будет адекватно выглядеть в формате XCOM.