В прошлом году на краудфандинговом сайте Kickstarter появился проект внешней вспышки для смартфонов iblazr, разработанный в Украине Владом Тисленко и его командой. Ребята планировали собрать для начала производства $58 тыс, но в итоге получили больше $150 тыс. Насколько удачным оказался проект iblazr, сколько времени и усилий потратила команда на его реализацию, а также о дальнейших планах, мы решили расспросить у самого Влада.
Да, безусловно, с того времени мы:
— потратили несколько месяцев на доработку прототипов;
— больше месяца на подготовку к Kickstarter;
— непосредственно на сбор средств ($156 789);
— провели подготовку к производству (два с половиной месяца);
— организовали производство и отправку (две недели);
— взяли грант GTF под разработку iblazr 2.0; - приняли участие в CES 2014.
Сейчас готовимся ко второй партии, общаемся с десятками дистрибьюторов.
А насколько в целом ты можешь оценить успешность iblazr, хватило ли собранной суммы? Можно ли уже назвать этот проект успешным?
Деньги тратили с умом. Нам хватило на производство для тех, кто заказал через Kickstarter плюс определенное количество сверху, для старта продаж через Amazon и некоторых дистрибьютеров. Но спрос на продукт на нашем сайте оказался выше ожидаемого, начнем активные продажи уже второй партии в Марте. Мы видим большой спрос на продукт, и было бы глупо не заниматься этим дальше после Kickstarter. При этом денег хватило на участие в CES и содержание команды. Так что да, проект действительно успешен.
Когда деньги были собраны, с Kickstarter не было проблем в их получении? Всё-таки команда проекта, как я понимаю, на тот момент была в Украине.
Мы нашли проверенного американского посредника, который все сделал так, как было указано в нашем договоре. Единственный момент, деньги до нас дошли примерно через месяц после окончания кампании (у нас в планах было получение через две недели), это немного сместило старт подготовки к производству.
А сложно было самостоятельно разместить заказ на производство и проконтролировать его? Или вы в этом вопросе также обратились к посредникам?
Качественно произвести новый продукт с нуля за такой короткий срок — это непростая задача. Еще во время проработки прототипов, мы начали работать с украинской компанией artKB, которые впоследствии стали партнерами по запуску производства. У нас используется пять пресс-форм, фрезеровка и анодирование алюминия, и очень непростая сборка (устройство маленькое). Если бы мы занимались такими вещами без опытных партнеров, подготовка к производству бы сильно затянулась (как у большинства проектов на Kickstarter) и процент брака был бы значительно выше. В общей же сложности, мы произвели более 10 уникальных деталей.
Получается, что дизайн и компоновка iblazr полностью были разработаны в Киеве? А где производили?
Продукт полностью разработан в Украине, а произведен в Китае.
А сколько времени заняло само производство и логистика? Проекты на Kickstarter часто грешат тем, что не успевают прислать заказ в заявленные сроки.
Само производство заказов с Kickstarter (3000 шт) в общей сложности заняло две недели. Потом мы отправили это китайской логистической компании. С разными фирмами по доставке мы начинали общаться еще до старта Kickstarter, чтобы доставка прошла максимально быстро и безболезненно. Правда, она немного затянулась из-за новогодних праздников, но большая часть людей получили устройства в течение 2-3 недель
Что вообще было сложнее, произвести или организовать доставку?
Производство, конечно же. Хотя нам пришлось повозиться с расклеиванием адресов на конверты, в которых мы отправляли. Мы где-то 3 часа сортировали адреса (еще в Киеве) и потом в течение 20 часов сами расклеивали. Делали это сами, потому что был высокий риск ошибиться. Не могли это поручить китайцам.
А как вы контролировали производство, сами присутствовали на заводе?
Да, в Китае я работал по 16-20 часов в сутки.
Сложно было контролировать?
Тут важно найти правильных партнеров. Мы начали искать производителя еще во время кампании на Kickstarter, как только переступили черту в $58 тыс (наша цель). Контрактных производителей в Шэньчжэне очень много, а способных все сделать качественно и ответственно — мало. Чтобы найти подходящего, надо как минимум встретиться с ними на их производственных мощностях, посмотреть какую продукцию они уже производили и каково качество этой продукции.
Мы нашли производителя, который уже имел опыт создания устройств с 3,5 мм аудиовыходом и собирали алюминиевые смартфоны. Далее, нужно было написать очень детальное техническое задание (ТЗ), вплоть до малейших зазоров во внутренних компонентах устройства.
Запуск производства — это, по сути, наладка каждого элемента в цепи сборки продукта в соответствии с тем самым ТЗ. А потом нужно все тщательно контролировать, чтобы качество продукта соответствовало желаемому.
Также очень много времени занимали тесты. Тысячи нажатий кнопок, подключения устройство к зарядкам, вспышки… Но были и приятные моменты, когда бросали устройство с двухметровой высоты о кафель и подвешивывали груз 1 кг.
Конечно, брак все-таки проскакивает. Как только мы видим, что у клиента какие-то недочеты, связанные с функциональностью, мы высылаем новое устройство. Но, честно говоря, закладывали большее количество брака. Случаи с заменой единичны.
По сути iblazr дал старт для твоего бизнеса, насколько сложно было из Украины организовать компанию, которой нужно было работать по всему миру?
Начать новый бизнес с нуля — это всегда сложно. Было (и есть) много бессонных ночей, возникало много проблем, которые поначалу казалось невозможно решить, постоянно не хватает знаний и опыта. Но, я считаю, мы живем в замечательно время, поскольку у большинства есть доступ к интернету, а значит и к полезной информации. Большую часть проблем мы решаем при помощи упорства и поиска Google.
А всё-таки, компанию регистрировали в Украине или решили здесь не задерживаться?
Компания в Украине есть, и мы ею пользуемся. Но головной офис, точнее головная компания, будет в США, по понятным причинам.
В Украине планируете продолжать создавать дизайн новых устройств?
Да, мы уже представили прототип нашего нового изобретения — чехла Lunecase и уже начали разработку iblazr 2.0 (в нем будет масса новых технологий и фич).
Расскажи немного о Lunecase, когда планируете новую кампанию?
Мы уже прослеживаем большой интерес к этому продукту. На сайте более 1000 человек подписались на предзаказ, хотя мы еще даже не подключали свое сообщество. В данный моменты мы серьезно дорабатываем технологию Lune (улавливание электромагнитных излучений), поэтому я думаю, что финальный продукт многих удивит. Старт кампании планировался в феврале, но сейчас видим задержки из-за долгой доставки компонентов.