В классе ноутбуков и нетбуков прошлый год прошел под знаменами экономии средств, «спонсором» которой выступил пресловутый экономический кризис. Так что вовсе не удивительно, что наибольшая активность наблюдалась в бюджетном сегменте, в который как нельзя лучше вписалось знаковое приобретение класса – CULV-модели. Остальные изменения тянут лишь на звание эволюционных, однако наступивший год обещает куда более активное развитие сегмента, в чем нам и предстоит убедиться.
Заметное падение доходов от продаж ноутбуков было зафиксировано даже в сравнительно благополучных с точки зрения экономических показателей странах, в Украине же в начале года ситуация была близка к катастрофической. Нестабильность рынка труда, сворачивание программ потребительского кредитования, падение курса гривни к доллару и, как следствие, снижение уровня реальных доходов населения привели к тому, что ноутбуки приобретали лишь те, кто по различным причинам не мог отложить покупку до лучших времен. Спрос естественным образом сместился в сегмент бюджетных устройств с начальным уровнем оснащения, тогда как модели среднего и высокого класса накапливались на складах отечественных дистрибьюторов, вынуждая последних к продажам «любой ценой» (в критических случаях имели место продажи по себестоимости и даже демпинг).
Но, как известно, нет худа без добра – работа в условиях кризиса заставила многих производителей пересмотреть не только продуктовый портфель, но и ценовую политику. Если раньше к доступным устройствам мы относили все модели стоимостью до $1000, то в 2009 году в эти рамки «поместилось» сразу два класса – бюджетный ($400–600) и средний ($600–1000). Интересно, что самые популярные предложения последнего были сосредоточены в районе $800, тогда как продажи в сегменте от $1000 и выше остались уделом единичных имиджевых и профессиональных моделей.
А вот нетбуки неожиданно разочаровали – даже в условиях кризиса знаковый ASUS Eee PC 701 так и остался единственным сверхдоступным устройством (остатки распродавались приблизительно по $200), тогда как свежие модели предлагались по $400–500, а за эти деньги уже можно было купить полноценный среднеформатник. Данная тенденция сохраняется и по сей день, с той лишь разницей, что у нетбуков появился чрезвычайно сильный конкурент в лице CULV-моделей, которые не только успешно заполнили нишу между медленными нетбуками и быстрыми ноутбуками, но, если так пойдет и дальше, и вовсе могут вытеснить нетбуки с рынка. Для этого у них есть и достаточно привлекательная цена (в среднем $500–700), и удачный формфактор (компактные модели с экраном 11,6 и 13,3 дюйма), и более высокая производительность при том же (или более высоком) уровне автономности.
Особо отметим компанию ASUS, выпустившую на отечественный рынок несколько моделей имиджевых нетбуков Seashell, первый нетбук-трансформер Eee PC T91, топовый ASUS-Lamborghini VX5 и целое семейство сбалансированных бюджетных ноутбуков K-series (K40, K50, K70). Кроме чрезвычайно удачной линейки Timeline, компания Acer отметилась необычным 11,6-дюймовым нетбуком
Невзирая на некоторое количество громких анонсов от производителей системной логики (процессоры Intel Core i7, платформы NVIDIA Ion и AMD Congo), массовое проникновение соответствующих
Как мы уже упоминали, основной движущей силой класса ноутбуков стала чрезвычайно удачная в нынешних экономических условиях платформа Intel CULV, позволяющая создавать привлекательные сверхтонкие ноутбуки с впечатляющей автономностью (до 10 часов в офисном режиме) и доступной ценой ($500–800 в зависимости от формфактора и оснащенности). Отметим, что такие модели выпускаются во всех распространенных формфакторах, за исключением самых крупных (11,6, 13,3, 14,1 и 15,6 дюйма). Интересно, что, по прогнозам, самый заметный рост в 2010 году должны показать компактные 11,6-дюймовые CULV-модели, которые, скорее всего, вытеснят менее производительные нетбуки данного размера. Впрочем, реальную расстановку сил можно будет оценить совсем скоро – после выхода первых нетбуков на обновленной платформе Intel PineTrail.
Остальные технологические события заслуживают лишь мимолетного упоминания – окончательный переход на «кинематографический» формат экрана 16:9; рост формфактора нетбуков с 8,9 до 10,1 и 11,6 дюйма; появление ноутбуков-«нетрансформеров» с сенсорным экраном; анонсы первых ноутбуков с «3D-дисплеями» (объемное изображение формируется в паре со стереочками) и возрастающий интерес к планшетным мобильным ПК (проект CrunchPad и таинственный планшет от Apple).
Итак, как вы могли убедиться после прочтения данного материала, для ноутбуков и нетбуков 2009 год оказался достаточно спокойным – все действительно значимые события можно описать всего двумя терминами: «экономический кризис» и «CULV». Впрочем, анализ грядущих анонсов и активно муссируемых слухов показывает, что 2010 год будет гораздо более интересным, так что, как говорится, поживем – увидим.