Какие автомобили нужны ВСУ? Типы транспортных средств и сценарии их использования на войне

Опубликовал
Роман Мельниченко

На этот материал меня натолкнули сразу несколько размышлений за последний месяц: собственные тесты, общие новости про автомобили, обсуждение коллег вокруг. Конечно, в моем окружении максимум связано с миром автомобилей – вот и мнения относительно войны касаются автомобилей и транспорта, которые используются в боевых действиях. Предлагаю рассмотреть несколько типов транспортных средств и сценарии их использования ВСУ.

Вариант 1: пикап или внедорожник

Автомобиль с полным приводом, большим клиренсом, мощным двигателем – вот что нужно! Таким требованиям отвечают рамные внедорожники, средние или большие кроссоверы, всевозможные пикапы. Внедорожник и кроссовер являются отличным вариантом для перевозки людей (личного состава), а также определенного груза. Плюс такие автомобили обеспечивают комфортные условия пребывания в салоне, возможность хранения грузов/вооружения и их защиту от непогоды. Однако самым лучшим автомобилем для ведения боевых действий является именно пикап. Почему?

Ответ прост – из-за универсальности использования. Ведь в кузове можно обустроить закрытое пространство (КУНГ или тент), можно сделать надстройку для установки вооружения, можно перевозить людей, ну и конечно – можно перевозить любые грузы: бочки с горюче-смазочными материалами, оружие и боекомплект, электрогенератор. В то же время, закрытый салон дает возможность комфортной перевозки людей на длинные расстояния, пикап позволяет легко преодолевать сотни километров дорог. А еще пикап достаточно мобильный, чтобы ездить где угодно: выехать с боевой позиций, преодолеть загородную дорогу и скоростную трассу, а затем заехать в тыловой город. При этом он достаточно проходимый, чтобы действовать на бездорожье первой линии ведения боевых действий.

Какой пикап самый лучший для ВСУ? Можно вспомнить супер пикап Toyota Hilux GR Sport, но реальность такова, что военные получат и используют любой пикап: Mitsubishi L200, Peugeot Landtrek, JAC T8 и другие. Причем они не всегда новые. Вернее будет сказать даже не так: обычно большинство пикапов не новые, а подержанные – на войне массово используются именно 10-20-летние пикапы Toyota, Mitsubishi, Nissan.

Онлайн-курс "Тестування API" від robot_dreams.
Навчіться працювати з API на просунутому рівні та проводити навантажувальні тестування, щоб виявляти потенційні проблеми на ранніх етапах розробки.
Програма курсу і реєстрація

Это вопрос денег? Конечно, от него никуда не деться: если есть вариант купить один пикап Toyota Hilux GR Sport или два пикапа Toyota Hilux в базовой комплектации – лучше второй вариант. Потому что это в два раза больше мобильности, это работа двух подразделений, это два шанса на выживание. Кроме самого факта необходимости пикапа, нужно еще иметь много этих самых пикапов.

И не только деньги, но и возможность поставок большого количества пикапов является причиной появления подержанных автомобилей в зоне боевых действий. На самом деле для крупных фондов не так важна разница в цене автомобиля: $26 тыс. за новый или $6 тыс. за подержанный пикап. Потому, что к цене последнего потом еще необходимо добавить много денег на его восстановление и ремонт перед отправкой на фронт: на сколько бы он не был дешевле нового – а жизнь воинов ВСУ дороже. И все равно это будет подержанный пикап на войне, что может добавить неприятных сюрпризов.

Итак, выход найден: нужно взять много денег и купить много новых, пусть даже простых пикапов. И вот здесь возникает проблема квот производства и заказа пикапов. Насколько я знаю, сейчас на новые пикапы очередь заказов составляет 3-6 месяцев в зависимости от определенного бренда/модели автомобиля. К сожалению, наши дилеры и импортеры с этим почти ничего сделать не могут, поскольку это общий вопрос планирования производства на заводах. То есть задача становится сложнее: нужен довольно простой, но массовый новый пикап – чтобы он производился в большом количестве и стоил адекватных денег.

И здесь снова нужно вспомнить Toyota, однако на этот раз речь уже идет о модели Toyota Hilux Champ: простой пикап для Таиланда. Простая внешность является следствием простой конструкции, здесь есть рама и задний привод, бензиновые или дизельные двигатели объемом 2,0-2,7 литра (139-166 л.с.), а также 6-ступенчатая «механика» или «автомат». С учетом цены $13-16 тыс. можно даже согласиться на безальтернативную однорядную кабину, только хочется полный повод – вот почти идеальный пикап для ВСУ! А что еще нужно, кроме пикапов?

Вариант 2: фургон-бус или универсал

Также на войне востребованы фургоны, «бусы», вены, универсалы. Если пикап используется как максимально универсальный автомобиль – перевозка людей, транспортировка грузов, выдвижение на передний край боевых позиций – то фургоны используются больше для перевозки/транспортировки, но также добавляют функцию склада. Благодаря закрытому кузову, здесь можно хранить оружие и боекомплект, еду и собственные вещи. Частично функцию склада могут выполнять внедорожники и пикапы с закрытым кузовом, но полезный объем и удобство его использования несравнимы – и явно в пользу фургонов.

Кроме того, фургон является самым лучшим вариантом автомобиля для эвакуации раненых бойцов. Да-да, конечно с переднего края боевых действий человека можно забрать на чем-нибудь, что сейчас находится под рукой и может ехать. Однако только фургон/вен/универсал позволяет обустроить место для оказания первой медицинской помощи.

Итак, для чего используется фургон, вен, универсал? Этот автомобиль используется для транспортировки грузов/людей на многие километры (от опорного пункта до тылового города), хранения вещей и боекомплекта, эвакуации людей или медицинской эвакуации бойцов.

Снова: можно долго мечтать про вместительные фургоны-вены с полным приводом для ВСУ – например, Peugeot Traveller Dangel или Volkswagen Multivan/Transporter T6.1; но это штучные и дорогие автомобили. Поэтому на самом деле «воюют» 10-20-летние фургоны – они дешевле и в Европе можно что-то найти и привезти. Кстати, не лишними будут и меньшие фургоны-вены: они все равно могут предоставить достаточно простора. Среди наиболее доступных в Украине отмечу, например, автомобиль Renault Express. Такие автомобили работают на линии соединения «тыл/боевая зона» и используются как склад. Но лишь изредка выдвигаются на передний край ведения боевых действий: может не хватить проходимости и для этого есть пикап. Или даже…

Вариант 3: электропикап, электроквадроцикл

Вряд ли кто-то подумает о таком транспорте на войне, но на самом деле и он находит себе место. Прежде всего – для выдвижения группы бойцов ВСУ от опорного пункта (это может быть укреплен блок-пост, блиндажи в посадках пр.) к месту выполнения задания/операции.

Обычно расстояние выдвижения на позицию составляет несколько километров, условно максимум пусть будет 5-10 километров. Поэтому запас хода электрического транспорта на уровне 80–100 км вполне достаточен. Да и высокая скорость не очень важна: все равно перемещение будет происходить быстрее пешком. Особенно с учетом нагрузки, которую необходимо брать и нести на ногах с собой – а это может быть +20-30 кг на бойца или даже больше. Общей грузоподъемности в 300-500 кг будет достаточно для перевозки нескольких людей и определенной погрузки; также этого хватит для эвакуации раненых из переднего края.

В то же время электрический транспорт имеет неожиданные преимущества. Во-первых, это тишина при работе: нет звука работы двигателя внутреннего сгорания – значит, противнику будет труднее заметить передвижение группы по звуку. Во-вторых, это отсутствие или минимальный уровень теплового излучения: опять же нет тепла от двигателя внутреннего сгорания – значит, противнику будет труднее заметить передвижение группы тепловизором.

Неожиданные, но возможные варианты использования электрического транспорта для ВСУ; обычно – именно для выдвижения группы от опорного пункта к месту проведения специальной операции. Здесь пригодится что-то, похожее на электрический пикап LUAZ или электрический квадроцикл HIMAKS. На самом деле таких примеров многое и по возможности ITC.ua будет рассказывать о них подробно.

Итак, какой автомобиль нужен ВСУ?

Давайте буду «капитаном очевидна» и сразу отвечу: во-первых, нужны новые автомобили. Любой новый пикап – это лучше 20-летнего супер-техно европейского, японского, американского пикапа. Почему? Потому что хотя бы примерно понятна тенденция износа деталей, появления неисправностей, возможность критической поломки. У подержанного автомобиля – это всегда лотерея, иногда с очень непредсказуемым результатом, который может стоить жизни. Мы этого позволить не можем: деньги значат меньше жизни украинцев.

Во-вторых, нужны массовые автомобили в больших количествах. Причем желательно, чтобы в рамках одного батальона и бригады работали автомобили одинакового бренда/модели – это упрощает их обслуживание и ремонт, пусть даже методом технического каннибализма. Наконец, третье: распределение автомобилей по вышеуказанным типам. Здесь должно все решать руководство определенного подразделения, группы, батальона, бригады – в зависимости от поставленных задач. Поскольку в зависимости от определенных задач, может быть большая потребность в одних или совсем других автомобилях.

Наконец, четвертое. Если вы находитесь в тылу, то не забывайте – нашей задачей является необходимость обеспечения бойцов «переднего края» всем необходимым, включая автомобили. Итак, просто не забывайте про донаты!

Disqus Comments Loading...