Весь сонм современных цифровых коллекционных карточных игр, все эти Hearthstone, The Elder Scrolls Legends, Gwent, Faeria, Duelyst, Chronicle: RuneScape Legends, Fable Fortune, почившая в бозе World of Tanks Generals и даже грядущая Artifact от Valve по мотивам Dota 2, все они обязаны своим появлением игре, вышедшей 25 лет назад, прабабушке всех современных CCG (Collectible Card Game) – Magic: The Gathering от Wizards of the Coast. И хотя за прошедшее время вышло множество видеоигр, основанных на этой настольной карточной игре, только Magic: The Gathering Arena, открытое бета-тестирование которой началось неделю назад, можно назвать полноценной, удобной и дружелюбной MTG, MTG для всех. Игрой, которую мы так долго ждали.
Жанр коллекционная карточная игра
Платформы Windows
Языки английский
Разработчик Wizards of the Coast
Издатель Wizards of the Coast
Сайт magic.wizards.com
Созданная в 1993 г. Ричардом Гарфилдом, Magic: The Gathering стала первой и самой успешной коллекционной карточной игрой. В 2015 г. число игроков в MTG в мире оценивалось в 20 млн. человек, а только за период с 2008 по 2016 г. было продано более 20 млрд. (!) бумажных карт различных наборов. C 1996 г. по MTG проводятся профессиональные турниры с неплохим, как для подобных игр, призовым фондом в $250-400 тыс. Последний турнир, посвященный 25-летию игры, прошел 3-5 августа 2018 г. в Миннеаполисе (США), его призовой фонд составил впечатляющие $800 тыс. На текущий момент в MTG существует без малого 20 тыс. (!!!) различных карт. Самая дорогая из них по-прежнему Black Lotus из издания Limited Edition Alpha. Одна из таких карт была продана в 2018 г. на eBay за $87,672!
Первая компьютерная игра по MTG была выпущена уже в 1997 г. легендарной MicroProse и называлась… Magic: The Gathering. Дизайнером этой оригинальной RPG/стратегии/карточной игры стал сам Сид Мейер, тот самый, которому мы должны сказать спасибо за Civilization, Railroad Tycoon, XCOM, Pirates! и десятки других великих игр. В той Magic: The Gathering вы, в роли мага-картежника, должны были странствовать по миру и сражаться с другими магами, выигрывая карты и собирая себе игровую колоду. Именно эта игра познакомила вашего покорного слугу, как и тысячи других игроков постсоветского пространства, с миром MTG. Честно говоря, я бы не отказался от ремейка.
В 2002 году появилась Magic: The Gathering Online, наиболее приближенная к бумажной онлайновая версия MTG, во многом опередившая свое время. Здесь была продажа бустеров за реальные деньги, турниры с живыми игроками и т.д. Проплейеры умудрялись зарабатывать на MTGO, в Сети было реально встретить таких легендарных профессиональных игроков как Кай Бадд, Рафаэль Леви и Оливер Руэл. Да что там, обзор MTGO нам писал автор, входивший в Top-10 европейских игроков. Увы, MTGO так и осталась игрой для узкого круга профи, несмотря на 300 тыс. зарегистрированных аккаунтов.
Начиная с 2011 г., Wizards of the Coast и Stainless Games запустили серию ежегодно, почти как какая-то FIFA, обновляемых более казуальных версий MTG с ограниченным набором карт, чисто номинальным редактором колод, но с оффлайн-кампанией и интересными карточными задачками: Magic: The Gathering – Duels of the Planeswalkers 2012, Magic 2013, Magic 2014, Magic Duels: Origins. Эти игры были по-своему хороши (один режим Двухголовый гигант чего стоил), но игроки хотели большего – свободы, которая всегда была основой Magic: The Gathering. Наконец-то мы дождались – Magic: The Gathering Arena вобрала в себя лучшее от Magic: The Gathering Online и Magic Duels: Origins, а также подсмотрела некоторые элементы у Hearthstone и других современных цифровых СCG.
Итак, в Magic: The Gathering Arena (MTG Arena) игрокам доступны все актуальные наборы карт бумажной Magic: The Gathering. Базовый Core Set 2019 из 280 карт (это уже 19-ое издание базового набора карт), вышедший 13 июля 2018 г., и четыре последних расширения: Ixalan (279 карт, 29 сентября 2017 г.), Rivals of Ixalan (196 карт, 19 января 2018 г.), Dominaria (269 карт, 27 апреля 2018 г.) и свежайший Guilds of Ravnica (259 карт, 5 октября 2018 г.). Причем Guilds of Ravnica появилась в MTG Arena одновременно с предрелизом бумажной версии, уже с 29 сентября 2018 г.! Итого на сегодня в MTG Arena игрокам доступны 1283 карты, из которых они вольны собирать колоды разрешенных в MTG форматов.
Кроме простой игры заранее собранными из имеющихся в вашей коллекции карт колодами со случайными оппонентами, в MTG Arena доступны асинхронные турниры всех официальных форматов. Quick Constructed – турнир с использованием вашей заранее собранной колоды в 60 карт. Quick Draft – классический драфт, в котором вы выбираете одну карту из распечатанного бустера (упаковки), виртуально передаете остаток другому игроку «слева» и получаете остаток от игрока «справа». Увы, вместо живых игроков, отбирающих карты, здесь работает AI. Из отобранных карт нужно собрать колоду в 40 карт. Quick Singleton – тот же Constructed, но в колоде может быть только по одной копии каждой карты, кроме земель; весьма необычный и интересный формат. Sealed – вы получаете 6 бустеров по 15 карт, из которых нужно собрать колоду в 40 карт. Competitive Constructed ведётся заранее собранными колодами, но здесь работает сайдборд (дополнительный набор карт на замену), а матч идет до 2 побед. Competitive Draft – то же, что и Quick Draft, но матчи до двух побед.
Все турниры в MTG Arena платные, за некоторые можно заплатить внутриигровыми монетами, за другие — только кристаллами, которые покупаются за реальные деньги. Важная особенность Arena в том, что, как и в реальном Magic, все купленные для участия в турнире карты попадают в коллекцию игрока и могут быть использованы для создания колод в Constructed формате. Стоимость участия варьируется от 95 кристаллов / 500 монет за Quick Constructed турнир до 750 кристаллов / 5000 монет за Quick Draft и 2000 кристаллов за Sealed турнир. Есть и призы по окончании состязания, причем даже в том случае, если вы не одержали ни одной победы, утешительный приз вам гарантирован – монеты, кристаллы, бустера или отдельные карты. Кристаллы для участия в турнирах и покупки бустеров можно приобрести за реальные деньги. 750 кристаллов обойдутся в $4,99, 20,000 кристаллов стоят $99,99. При этом стоимость бустеров составляет 600 кристаллов за 3 упаковки, это дешево по сравнению с бумажным Magic: The Gathering.
Впрочем, играть в MTG Arena вполне реально, не заплатив и копейки. Как и в других цифровых CCG, здесь доступны ежедневные и еженедельные квесты, в которых можно заработать карты, бустера, монеты и 15 (!) предсобранных официальных колод, которых хватит для того, чтобы начать играть, даже если вы совсем плохо разбираетесь в нюансах сбора колод из современного набора карт. Поощряются и победы, до 15 в день и 15 в неделю.
Но доступность всех карт и форматов — не самое главное в MTG Arena. Главное, что разработчики невероятно ускорили медленную по своей сути игру, сократив время стандартной партии до 5-10 минут, если только оба игрока не взяли неповоротливые и сложные сине-белые или сине-черные колоды с массой эффектов карт и прерываниями. На самом деле это невероятное достижение, особенно после Magic Duels: Origins и ее предыдущих итераций! Скорость просто ошеломительная. А все, что нужно было сделать – это поставить автоматический пропуск фаз, в которые вы ничего не можете сделать при текущим раскладе и уменьшить тайминги для всех действий. Такое впечатление, что в MTG встроили турбодвигатель. Нет, в сложных ситуациях у вас всегда есть время подумать, можно даже взять дополнительные 30 секунд, если они имеются (выдаются за каждые три хода, в течение которых вы не видели таймер), но в целом ускорение игры – это огромное благо. За то время, которое в Magic Duels: Origins уходило на одну партию, в MTG Arena можно сыграть две-три!
Второе отличное решение – уменьшение размера карты. В Arena карту сократили до картинки, символа способностей и силы. Маленький квадратик, который при наведении на него курсора раскрывается в полноценный, а при щелчке — в еще больший. Во второй и третьей формах видно полное описание действия карты, есть подсказки по способностям и т.д. Но при этом базовой информации в мини-копии, как правило, вполне достаточно, особенно после нескольких десятков сыгранных партий. Уменьшение размера карты, более наглядное обозначение эффектов, их направлений, стеков прерываний и т.д. намного улучшили удобство игры. Черт возьми, да MTG Arena даже удобней бумажной версии.
Единственное, на что следует посетовать – задержка при смене фаз хода в случае, если у вас на руках есть карты мгновенного действия. Во-первых, это выдает противнику наличие у вас такого прерывания, которое может быть использовано на любой фазе даже его хода, во-вторых, несколько тормозится темп игры. С другой стороны, вы всегда можете вручную установить прерывания на любую фазу своего и чужого хода – это чем-то напоминает блеф и позволяет ввести противника в заблуждение. Беда в том, что тайминги автоматических задержек достаточно легко просчитываются опытным игроком. Вторая проблема, по крайней мере, мне пришлось столкнуться с ней один раз – сбои при разборе больших, из 5-6 карт, стеков заклинаний. Учитывая, что из игры убрали историю ходов, а внешнего судьи, да и просто чата, здесь нет, оспорить результат разбора сложной ситуации нельзя. Впрочем, при разборе длинных стеков в реальной игре бумажными картами тоже случались споры и сбои.
Хотя здесь есть некоторые обучающие сценарии в виде сражений с AI-противниками и параллельным объяснением основных принципов MTG, все-таки для полноценной игры вам необходимо немного разбираться в Magic: The Gathering. Уметь читать карты, ознакомиться с новыми типами существ и их способностей, новыми типами карт и т.д. Ничего экстраординарного, но порог вхождения здесь все-таки значительно выше, чем в Hearthstone.
На текущий момент у MTG Arena нет версии для мобильных платформ, и Wizards of the Coast пока не говорит о ее будущем. Проблема в том, что некоторые интерфейсные решения будет сложно реализовать на сенсорном экране. Впрочем, ничего принципиально невозможного в такой адаптации нет, особенно учитывая опыт сотрудничества с Stainless Games. Видимо, решение о сроках переноса на мобильные платформы будет приниматься по результатам бета-теста и релиза Arena на ПК в 2019 г. Пока что Arena доступна только на официальном сайте Wizards of the Coast, возможно, после релиза игра появится и в Steam.
Учитывая, что Magic: The Gathering Arena – это официальная игра Wizards of the Coast, очевидно, что компания будет оперативно добавлять новые наборы карт, исправлять ошибки, регулярно проводить турниры, добавлять новые форматы (верните Двухголового гиганта, изверги!) и т.д. Потенциал у Arena действительно впечатляющий. Если вы никогда не играли в MTG, или играли, но давным-давно бросили, выход MTG Arena – отличный повод приобщиться впервые или вернуться в мир Магии. Поверьте, по сложности, глубине и вариативности никакая другая коллекционная карточная игра не сравнится с этой.