Больше не нужно размышлять над тем, как в тесной двухкомнатной квартирке разместить концертный рояль. Нет нужды обклеивать стены 30-сантиметровым звукоизолирующим слоем, опасаясь праведного гнева соседей, если вам вдруг захотелось подудеть в саксофон. Можно, наконец, оставить в покое подушки и пуховые одеяла, когда есть желание потерзать пластик барабанов. В меру осовремененный любитель помузицировать не станет напрягать себя подобными процедурами. Он поступит проще — подойдет к своему верному PC и нажмет кнопку Power.
Плохо это или хорошо — сейчас обсуждать не будем. Примем как факт: персональный компьютер из простой восьмиголосой "пищалки" за десять лет превратился в универсальный музыкальный инструмент. Без него не мыслят своего существования профессиональные звукорежиссеры, он незаменим для домашних репетиций, а для бесчисленного сонма диджеев и представителей электронно-музыкальной субкультуры PC — вообще единственное, что необходимо для работы!
Мощный домашний компьютер — это, прежде всего, свобода музыкального творчества. Еще какой-нибудь десяток лет назад, сколь бы гениальным музыкантом ты ни был и каким бы хорошим слухом ни обладал, о том, чтобы сделать запись и аранжировку "на дому", хоть в чем-то похожую на студийную, нечего было и мечтать. Сегодня лучшие из любительских записей практически неотличимы от профессиональных (а некоторые даже превосходят их).
Семимильными шагами движутся вперед технологии синтеза звука. Казалось бы, совсем недавно звуковая карта с "волновой таблицей" была для музыканта-любителя, что называется, "пределом мечтаний". Современные программные синтезаторы используют целое ожерелье алгоритмов: волновой синтез, физическое моделирование, продвинутые технологии фильтрации. Изменились и размеры исходных фрагментов, с которыми работают нынешние сэмплеры. В качестве простой иллюстрации можно привести инструмент "фортепиано", поставляемый с популярной программой GigaSampler, — набор его сэмплов занимает объем порядка гигабайта! Стоит ли говорить, что при таком подходе даже простой 700-долларовый PC дает фору профессиональным аппаратным сэмплерам, стоимость которых исчисляется четырехзначными числами. А сейчас он стал подбираться даже к тем областям, где синтезаторы традиционно не добивались большого успеха — например, к синтезу и записи гитарных партий. По мнению мировой музыкальной общественности, последняя разработка компании Steinberg ПО Virtual Guitarist уже почти достигла необходимого реализма.
Удобства, предоставляемые современными программными секвенсорами и звуковыми редакторами, вообще сложно описать словами. Здесь есть практически все, о чем мечтает музыканты и звукорежиссеры. Большая часть из них в нужный момент поможет полезным советом, попытается уберечь от ошибок, сама все "аккуратненько нарежет и упакует".
Но, безусловно, сам по себе компьютер еще не готовый инструмент. К нему, как, впрочем, и к любому другому инструменту, необходимо приобретать различные аксессуары. А их бесчисленное количество: целые паутины кабелей, внешние АЦП, различные панели разъемов, midi-контроллеры, звуковые карты и т. д и т. п.
И несмотря на то что количество аксессуаров, которыми может обрасти впоследствии компьютер начинающего композитора, практически неограниченно, для получения доступа ко всем возможностям, предоставляемым музыкальным PC, достаточно всего двух вещей — аудиокарты и комплекта неплохой акустики. Именно этим компонентам и посвящены два самых больших тестирования в текущем номере. А наше представление о том, как потенциально может выглядеть небольшая домашняя студия, и реализовано в постоянной рубрике "Концепт-ПК".