Рубрики Обзоры

Nairi: загадка древней башни

Опубликовал
Юрий Мелков

Наири – это не только семейство оригинальных малых ЭВМ, разрабатывавшихся и выпускавшихся в Армении в 1960–70-х годах. Так зовут героиню дебютной игры голландской инди-студии из двух человек – маленькую девочку, дочь знатного вельможи из города Ширина, затерянного в пустыне некоего сказочного мира и населённого как людьми, так и самыми различными разумными и антропоморфными животными. Несмотря на такую не самую захватывающую завязку и некоторые признаки заведомой бюджетности, приключения, которые ожидают Наири, оказываются вполне интересными для самой различной аудитории, отнюдь не только детской.

Nairi: Tower of Shirin

Жанр Адвенчура
Платформы Windows, Nintendo Switch
Разработчик HomeBearStudio
Издатель Another Indie / Hound Picked Games
Язык: английский, японский и др.
Сайт, Steam

Голландская HomeBearStudio – типичная инди-компания, основанная чуть более двух лет назад двумя выпускниками факультета игродизайна, Йошуа ван Кёйленбургом (он же программист и композитор) и японкой по происхождению Ёу Миити (она же и художница). Практически сразу же авторы представили на Kickstarter свой проект классической адвенчуры, предназначенной для самой широкой аудитории, и отличающийся одновременно яркой, «мультяшной» и немного детской графикой с нарочито «милыми» персонажами – и некоторыми взрослыми темами и загадками. В октябре позапрошлого года NAIRI успешно собрала посредством краудфандинга даже несколько больше запрошенных 7,5 тысяч евро, однако появилась не в обещанном марте 2017-го, а в ноябре 2018-го. Разумеется, такое опоздание нисколько не удивляет и в случае крупных коллективов опытных мастеров, а не только двух начинающих разработчиков, – однако нельзя не отметить и явно амбициозные планы HomeBearStudio, вознамерившихся соединить под одной вывеской сразу несколько различных поджанров приключенческих игр: классический квестовый Point-and-click, «визуальную новеллу» и «мистоподобную» головоломку.

Утверждать, что ничего из этого плана не вышло, никак нельзя, – однако в Nairi: Tower of Shirin указанные компоненты скорее просто механически чередуются между собой, нежели сплетаются воедино в уникальном и пионерском сочетании, так что и на шедевр рассчитывать не стоит. Пожалуй, чаще всего нам предстоит иметь дело со второй из упомянутых составляющих – визуальной новеллой, повествующей о судьбе девочки Наири, которая – разумеется, совершенно неожиданно – оказывается тесно связанной с судьбой всего сказочного мира (именно с такого повествования и начинается игра, причём «с места в карьер», без особых пояснений и скорее скучновато). Мир этот представляет собой традиционное фэнтезийно-феодальное Средневековье, однако с немалым ориенталистским налётом. Город Ширин расположен в оазисе посреди обширной пустыни и строго разделён на «сектор для богатых», куда нет доступа простому люду, и бедные кварталы, где реальная власть принадлежит отнюдь не королю и не его страже, а соперничающим бандам антропоморфных животных. Героиня игры до поры до времени ничего об этом не знает: дочь председателя городского совета, она проводит время взаперти в отцовском особняке, в играх и занятиях со своим мудрым наставником енотом Сами, пока однажды её родителей не бросают внезапно в тюрьму, а самой Наири, совершенно не подготовленной к самостоятельной жизни, приходится срочно спасаться бегством (чтобы, разумеется, попытаться впоследствии разобраться во всём происходящем).

Графика игры – как уже замечалось, рисованная, яркая и красочная – всё же оставляет по себе смешанное впечатление: если детализированные и сочные пейзажи и интерьеры, отображаемые в перспективе от первого лица, выполнены просто превосходно и не оставляют желать ничего лучшего, то особо крупные фигуры героини и прочих персонажей, занимающие почти что весь экран во время многочисленных разговоров в духе «визуальных новелл» японской школы, смотрятся на их фоне несколько аляповато. Диалоги не озвучены, – иного от маленькой студии ожидать сложно, да это и к лучшему с таким количеством текста. А вот то, что реплики персонажей появляются «по буквам», а не сразу и целиком, и ускорить это появление не разрешается, ибо вся «интерактивность» в такого рода эпизодах сводится к возможности нажать «пробел» или кликнуть на стрелку справа, перейдя тем самым к следующей постепенно выводящейся реплике, – это уже не так приятно. Зато музыка очень даже неплоха и своим восточным колоритом отлично соответствует общей атмосфере.

Онлайн-курс "Режисура та візуальний сторітелінг" від Skvot.
Перетворюй свої ідеї на сильні історії в рекламі, кліпах чи кіно Досвідом ділиться режисер, продюсер та власник продакшену, який 10+ років у професії.
Детальніше про курс

Интерфейс в целом традиционен: всё управление осуществляется мышкой, причём задействована одна только левая её кнопка; стандартная форма руки у «умного» курсора, вопреки обычаям, символизирует отсутствие на текущий момент доступного действия, – возможность манипуляции с объектами обозначается значком лупы (не только для осмотра, но и для взятия или использования), а стрелки ожидаемо позволяют перейти на соседнюю локацию. Инвентарь открывается щелчком по изображению мешка внизу экрана: посадочных мест здесь не так много, однако подобранные предметы можно и нужно будет комбинировать (для применения их следует зажать левой кнопкой мыши и переместить на другой объект или в подходящее место на основном экране). Особые места на той же панели занимают значок для повторного воспроизведения услышанных бесед слева вверху (хотя для чего и кому он может понадобиться, непонятно), кошелёк слева внизу (монетки можно отыскать в различных ничем не отмеченных местах на многих городских экранах, а потратить на приобретение необходимых для прохождения вещей, в том числе на местном типично восточном базаре), а также появляющаяся несколько позднее книга подсказок справа, где в виде рисунков даются некоторые намёки на решение здешних головоломок.

Как уже говорилось выше, «визуальная новелла» с длинными разговорами периодически сменяется в Nairi: Tower of Shirin стандартным квестовым игровым процессом, с исследованием локаций, сбором предметов и их применением или обменом с другими персонажами на что-то более полезное, – ну а затем и целыми сериями головоломок чуть ли не в духе Myst. Как водится, в последнем случае нас ждут и древние письмена, требующие расшифровки, и тайные послания, и мини-игры вроде составления трубопровода, и «переключение» между реальностями при помощи волшебного кулона, и даже управление поворотами комнат. Вот только всё это, разумеется, представлено здесь в миниатюре, в двух «подземельях», которые Наири посещает в середине и в самом конце игры и до которых ещё нужно добраться сквозь завесу обязательных к просмотру диалогов и стандартных (если не сказать банальных) квестовых задачек уровня «найди ключ и примени его на замке» или «найди предметы А, B и C, чтобы сложить из них предмет D, который можно будет отдать персонажу E, получив в обмен предмет F, которого так жаждет способный помочь нам персонаж G», ну и так далее.

В принципе, с сюжетом здесь дела обстоят не так уж и плохо, просто совсем не оригинально: в приключения девочки из высшего общества (а затем и её спутника, крысы Рекса, сменившего ремесло атамана шайки разбойников на мантию учёного, специализирующегося на древних языках и артефактах), вплетаются и загадочная древняя цивилизация, и возможная грядущая катастрофа, и соперничество группировок местных грабителей и рэкетиров (естественно, на вид скорее забавных, чем страшных, ибо все они являются мышами, ящерами, кошками, утками, пингвинами и др.). Да и локаций в игре не так уж и мало, ибо ближе к концу мы сможем свободно перемещаться по всему городу Ширину, насчитывающему несколько кварталов вокруг той самой вынесенной в заголовок таинственной башни, отчасти даже разнообразных, занимаясь в том числе и старым добрым пиксель-хантингом.

Всего на первое прохождение уйдёт примерно четыре-пять часов, причём как минимум один из них мы проведём в самой последней из локаций, решая те самые головоломки – на удивление сложные по меркам в общем-то простенькой и детской игры. Которая начинается весьма медленно и увлекает лишь ближе к середине, – так что несколько потерпеть всё же стоит. А вот концовка скорее оставляет в недоумении: история «Наири» завершается откровенным многоточием, многие вопросы остаются без ответа, а некоторые из второстепенных персонажей, анонсированные ещё во время Kickstarter-кампании 2016 года, и вовсе не успевают появиться на экране. Будем надеяться, что у авторов получится создать продолжение, взяв при этом более высокую планку качества и попытавшись более гармонично вплести визуальную новеллу и головоломки в канву симпатичной адвенчуры для всех возрастов.

Disqus Comments Loading...