Рубрики Обзоры

NVIDIA GeForce 3D Vision: трехмерность на экране

Опубликовал
ITC.UA

Несмотря на то что компьютерную графику уже давно называют трехмерной, она является таковой лишь до этапа рендеринга, на котором выполняется проекция на двухмерную плоскость. В результате эффект объемного изображения весьма условен – в той же степени, что и для фотографии либо живописи. Однако попытка NVIDIA реализовать технологию, обещающую «настоящее 3D» в играх, несомненно, заслуживает внимания.

Многие годы разработчики игровых движков обещали нам «максимально приближенную к реальности» графику, которую нельзя будет отличить от видимого в повседневной жизни. Кому-то из них это удалось в большей мере, кому-то – в меньшей, однако в любом случае лучшее, чего они теоретически могут добиться – это «фотореалистичность». В то же время важнейший аспект восприятия человеком визуальной информации – ее объемность – программным путем реализован быть не может.

Попытки обеспечить возможность вывода объемного трехмерного изображения предпринимаются довольно давно, тем не менее повсеместного распространения так никто и не добился. Наибольшее развитие получила технология трехмерного кино – анаглифические очки (с красной и голубой линзами-фильтрами) и очки с поляризаторами в кинотеатрах IMAX. У обеих есть свои недостатки: первая страдает от некачественной цветопередачи (не видны красный и голубой цвета, зеленый также плохо различим), вторая – от высоких затрат, связанных с необходимостью устанавливать два проектора.

В компьютерном мире технология 3D-видения развивалась двумя путями: несколько производителей выпускают носимые очки-шлемы, снабженные двумя ЖК-экранами для вывода своего изображения на каждый глаз, Zalman и iZ3D производят специальные мониторы с поляризаторами… Однако по разным причинам (дороговизна, неудобство, высокая цена, неудачный маркетинг) ни одно из этих решений признания не завоевало.

Онлайн-курс "React Native Developer" від robot_dreams.
Опануйте кросплатформну розробку на React Native та навчіться створювати повноцінні застосунки для iOS та Android.
Програма курсу і реєстрація

NVIDIA всеми силами старается повысить конкурентоспособность видеокарт, совершенствуя не только графические архитектуры, но и смежные технологии. Среди них и GeForce 3D Vision. Компания не впервые обратилась к уже существовавшему решению, когда-то значительно опередившему свое время, однако на этот раз оно способно радикально изменить ситуацию с трехмерным видео на ПК.

GeForce 3D Vision

Устройство представляет собой специальные очки, каждая линза в которых – ЖК-затвор. Они могут полностью перекрывать идущий в глаз поток света с частотой 60 Гц каждая. Для успешного пользования потребуется соответствующий источник изображения – монитор, проектор или телевизор, который в состоянии выводить картинку с частотой смены кадров 120 Гц. Подобные продукты активно продвигались еще в 1998–1999 гг. многими производителями, в частности ELSA, ASUS, MSI, 3eye, но не стали популярными в силу ограниченного количества поддерживающих их игр, низкого качества драйверов и высокой утомляемости от ЭЛТ-мониторов на половинной частоте развертки. К тому же сам уровень развития 3D-графики на тот момент вряд ли располагал к таким изыскам, как стереоочки. Отправным этапом в продвижении возрожденной технологии, названной NVIDIA GeForce 3D Vision, стал выход ЖК-мониторов Samsung SyncMaster 2233RZ и ViewSonic FuHzion VX2265wm, имеющих такие возможности. С того момента в ассортименте ViewSonic уже появилось и обновление – VX2268wm. Все они пока ограничены диагональю 22″ и разрешением 1680×1050, однако в таком деле главное – положить начало и продемонстрировать готовность технологии к массовому использованию. Кроме того, поддерживаются большое количество проекторов, проекционных телевизоров и даже старые ЭЛТ-мониторы, способные выводить изображение с необходимой частотой.

Samsung SyncMaster 2233RZ

GeForce 3D Vision функционирует следующим образом: видеокарта NVIDIA GeForce со специальными драйверами обрабатывает генерируемую движком игры (или других приложений, например, графических редакторов или видеоплееров) сцену, и выполняет рендеринг стереопары кадров с двух разных позиций. Подключенный по USB миниатюрный инфракрасный передатчик синхронизирует драйвер с очками, указывая им, когда какую из линз «закрыть» поворотом ЖК-фильтра, чтобы нужный глаз увидел предназначенную именно ему картинку.

Со стороны самих игр поддержки практически не требуется (хотя новые продукты уже разрабатываются с учетом GeForce 3D Vision для более глубокого и качественного изображения). Главное, чтобы программисты придерживались нормальных пропорций и не прибегали ко всяким ухищрением для визуального углубления сцены (например, пререндеренные 2D-задники трехмерными сделать уже невозможно). Кое-где встречаются огрехи, сильно диссонирующие с общим изображением (так, 2D-иконки и курсоры в RTS часто «висят» вовсе не там, где должны быть), однако, если технология станет хоть мало-мальски популярной, разработчики наверняка будут учитывать ее при создании своих продуктов.

С точки зрения эргономики у устройства нет серьезных недостатков: очки вполне миниатюрны и легки, благодаря высокой скорости развертки каждый глаз получает картинку с частотой 60 Гц (мерцание все же есть). Единственное «но» – следует сразу выключать люминесцентные лампы, поскольку из-за особенностей их работы может возникать визуальное «биение» (быстрое мигание), заметное на периферийных областях зрения, и приходится переключаться на 100 Гц, что несколько некомфортно. Встроенного в очки аккумулятора хватает надолго (за время тестирования он так и не разрядился), подзарядить его можно обычным кабелем miniUSB. Дальность работы ИК-передатчика – 5 м, а для комфортного использования очков NVIDIA даже поставляет в комплекте сменные накладки на переносицу разной формы. С программной стороны также проблем не возникает: настройка и калибровка очков в специальной утилите занимает пару минут и абсолютно интуитивна, глубину эффекта можно подстроить «на лету» (у каждого человека межцентровое расстояние между зрачками разное, соответственно, и кадры нужно разделять на определенное расстояние, подбираемое экспериментальным путем).

Получаемый эффект сравним, пожалуй, только с разницей между впечатлениями от просмотра обычного кино в конце зала в старом кинотеатре и голливудского блокбастера на центральных местах IMAX. Фигурки в «стратегиях», кажется, проще взять и переставить рукой в нужное место, встречный трафик в автосимуляторах заставляет рефлекторно уворачиваться от него вместе со стулом, а «шутерам» и вовсе теперь не хватает лишь эффектов запаха и тактильных ощущений (тряски и температуры). К сожалению, без соответствующего оборудования невозможно это проиллюстрировать и передать ощущения ни на бумаге, ни на мониторе – однако, надеемся, вскоре розничные сети начнут устраивать демонстрации GeForce 3D Vision в своих магазинах.

Немного о недостатках. Если сами очки стоят сравнительно недорого – $190 за массу удовольствия вполне адекватная, по нашему мнению, сумма, то за необходимый для них монитор придется выложить около $350. Впрочем, пока эти устройства уникальны, и со временем они наверняка подешевеют. Другая проблема – доступность: и мониторы, и очки сложно найти в продаже. Ну и, наконец, для комфортного пользования понадобится мощная видеокарта: как-никак, ей придется обрабатывать вдвое больше кадров в секунду. Этой видеокартой, естественно, может быть только NVIDIA GeForce…

Подводя итог, констатируем, что NVIDIA удалось создать удобное и функциональное устройство, выводящее игры на абсолютно новый уровень и дающее им право называться по-настоящему трехмерными. Вполне возможно, что именно эта технология – новая ступень в развитии 3D-графики, по крайней мере, применительно к ПК, и на этот раз она все же найдет достойное применение.

Игровая система uSystem Newborn Giant и очки NVIDIA GeForce 3D Vision предоставлены компанией ЮСТАР

Disqus Comments Loading...