Выпуск публичной бета-версии Adobe Lightroom 4 в дни проведения CES2012 оказался весьма неожиданным: закрытого тестирования не было, соответственно, секретность не нарушилась. Пока нельзя сказать точно, насколько представленные новшества окончательны (не в смысле их наличия в финальном релизе, а в смысле качества реализации), но определенные выводы уже можно сделать.
В четвертой версии Lightroom фактически получил то, что было у Apple Apertutre как минимум в третьей версии, выпущенной, как известно, 9 февраля 2010 года. Это касается как географического модуля и книжного редактора, так и ряда важнейших инструментов «проявки цифровых негативов».
Одновременно с Adobe, компания Corel объявила о доступности первой версии «своей» программы AfterShot Pro. Таким образом, на рынке появилась альтернатива, причем с ценой в $100, что в три раза меньше, чем Lightroom и в два, чем Apertutre. И это не зеленый новичок: в основе AfterShot Pro лежит вполне зрелая программа Bibble 5. Corel недавно купила независимую техасскую компанию Bibble Labs, ее персонал продолжит разработку в штате нового владельца. В истории Corel было несколько как удачных приобретений (сегодняшний бесспорный лидер на рынке программ для рисования, имитирующих традиционные инструменты и материалы, Painter был куплен у легендарной Meta Creations, активно совершенствуется на радость многочисленным компьютерным художникам), так и неудач (другие продукты Meta Creations, например, Bryce, не развивались, были перепроданы и фактически исчерпали свой потенциал, доживая на просторах огромного рынка ПО).
Но вернемся к Lightroom 4. Главное новшество – перемены в модуле обработки.
Во-первых, алгоритм проявки, уже традиционно названный по году выпуска. 2012 пока в стадии беты, поэтому тестировать что-то можно только из любопытства: к релизу еще не один раз внесут маленькие изменения. На первый взгляд снова стало лучше – больше деталей можно извлечь из светов и теней. Но активным пользователям Lightroom потребуется определенное время, чтобы привыкнуть к новым инструментам базовой настройки изображения. Инженеры Adobe не просто переименовали ползунки, изменилась логика работы.
Устранение хроматических аберраций теперь выполняется выбором единственного чек-бокса. При использовании указателя нейтральной области появилось масштабирование, что позволяет проще настраивать баланс белого на шумных снимках. Переработан алгоритм Clarity, теперь характерные ореолы менее заметны даже на высоких значениях.
Во-вторых, появилась возможность видеть (в том числе и в цифровой форме), как будут выглядеть снимки, когда перекочуют из сверхширокого внутреннего цветового пространства Lightroom ProPhoto RGB в что-либо более узкое, например sRGB или AdobeRGB. Если имеются профили принтера, учитывающие особенности бумаги и чернил, программа покажет, что примерно получится при печати. Soft Proofing – очень существенное и давно ожидаемое новшество, поскольку многие фотографы используют непрофессиональные дисплеи (к которым в большинстве своем относятся и экраны ноутбуков), кроме того, человеческому глазу свойственно ошибаться, а вот цифры не врут. В рамках идеологии неразрушающего редактирования Soft Proofing работает через виртуальные копии. Пока осталось два существенных неудобства: нет инструмента, фиксирующего в кадре точку измерения, и выбор ограничен RGB. Lab в любом случае был бы полезен.
Для тех, кого интересуют технические подробности, сообщаю, что русских переносов, естественно, нет; средства верстки ограничены, возможность создавать новые текстовые блоки вне шаблона (например, чтобы сделать буквицу или добавить комментарий) или перемещать имеющиеся отсутствует.
Географический модуль также относится к не самым востребованным в профессиональной среде (за исключением фотографов-путешественников и репортеров), зато он поможет многочисленной армии любителей, чьи камеры оснащены GPS-приемником. В качестве картографического партнера выбран Google. Идея ясна – кадры сортируются по месту их съемки, так удобнее искать нужные. Как быть, если в камере нет GPS-приемника? Lightroom 4 позволяет вручную привязать снимки к местности. Можно также загрузить GPS-трек с другого устройства и попробовать автоматическую привязку.
Как дань моде можно рассматривать инструменты для работы с видеофайлами. Сложно себе представить, чтобы в Lightroom кто-то делал обрезку роликов или извлекал из видеоряда отдельные кадры. Тем не менее, теперь видеофайлы можно даже обрабатывать – доступны базовые корректировки, включая яркость, контрастность, точки черного и белого, кривые, баланс белого и т.д. Список довольно внушительный, но многие инструменты недоступны в интерактивном режиме и применяются через механизм пресетов. Отредактированное видео можно экспортировать как в файл, так и загрузить в социальные сети. Поскольку склеить несколько роликов в один в Lightroom 4 невозможно, придется пользоваться либо сторонними утилитами, либо ограничиться констатацией возможности обрабатывать видео. Впрочем, Lightroom отлично выполняет функции программы-каталогизатора и позволяет управлять большой коллекцией видеоклипов и быстро находить нужные благодаря мощной системе фильтров.
В заключение – еще одна полезная функция Lightroom 4. Теперь программа умеет бороться с раздутыми RAW-файлами и снимками из аппаратов производителей, гордо заявляющих, что их «много мегапикселов» есть благо. При экспорте в DNG можно выбрать опцию Lossy Compression. На выходе создается файл DNG, но меньшего размера (примерно в пять раз), которым, естественно, удобнее оперировать, да и дешевле хранить. Теоретически, он сохраняет все преимущества цифрового негатива. Мало того, из 20 мегапиксельного снимка можно сделать, например, 10 мегапиксельный, причем масштабирование также происходит в RAW. Сжатие, как следует из названия, с потерями. Насколько именно и что будет теряться, протестируем после выхода релиза.
Раньше таких возможностей у программ не было. Возникает закономерный вопрос: как будут открываться сжатые или масштабированные файлы в других (не ACR) модулях работы с цифровыми негативами? Вопрос далеко не праздный, поскольку Adobe продвигает DNG в качестве индустриального стандарта, а для фотографа его архив – единственная профессиональная ценность. Уже упомянутая в начале материала программа AfterShot Pro унаследовала нелюбовь Bibble Labs к преобразованным в DNG RAW-файлам (хотя она отлично работает с теми, что создаются в камерах). Поэтому для профессиональных фотографов и серьезных любителей даже ее очень привлекательная цена не может быть достаточным аргументом.
Lightroom 4 не получила функцию распознавания лиц. Хотя она присутствует у главного конкурента, Adobe пока не спешит с ее реализацией. Дело, конечно, не в технической сложности. С каждой новой версией становится все труднее придумывать существенные улучшения, которые бы побудили пользователей сделать обновление. Хотя распознавание лиц не может служить двигателем прогресса для большинства профессиональных фотографов, в любительской среде это окажется востребованным. А для четвертой версии можно придумать красивый аргумент «забота об охране тайны частной жизни» и «зачем программе собирать информацию о людях, когда нет гарантии, что ею не воспользуются злоумышленники».
Дата выхода релиза Lightroom 4 не разглашается, но есть основания полагать, что это произойдет весной или в начале лета нынешнего года. До этого момента пользоваться бета-версией можно бесплатно. Lightroom 4 не запустится на Windows XP и на 32-разрядном Mac.
Поскольку возможность импорта существующего каталога не предусмотрена, а бета-версия не очень стабильна, выполнять серьезные работы в ней не рекомендуется.