Рубрики СтатьиИгры

Плохие копии хороших игр: The Last of Us, The Legend of Zelda, Uncharted и другие

Опубликовал
Артем Лисайчук

На Nintendo Switch вышла игра The Last Hope: Dead Zone Survival, ее обложка очень напоминает одну из самых титулованных игр всех времен — The Last of Us. Своим буквальным заимствованием, от названия до главной иллюстрации, The Last Hope вызвала целый спектр эмоций среди игрового сообщества, от откровенного смеха к возмущению и любопытству: «А как Sony к такому относится?» (спойлер, Sony такое осуждает).

Нужно понимать, что вдохновляться, заимствовать и улучшать отдельные элементы, механики и достижения популярных и успешных игр – это нормальная практика. Попытки скопировать вид от первого лица и повторить успех Wolfenstein 3D (1992) и Doom (1993) заземляли целые жанры, в этом случае FPS (Fisrts Person Shooter — пер. стрельба от первого лица). К примеру Marathon (1994) от Bungie дал толчок молодой студии и определил ее судьбу в области «шутеров», или Duke Nukem 3D (1996) от 3D Realms, который совершенно не серьезно относился к себе и гиперболически выкручивал крутизну протагониста на максимум. Эти игры не просто копировали вид первого лица, а привносили что-то новое и даже выглядели уникально. Если поставить скриншоты всех упомянутых игр рядом, вы вряд ли их спутаете.

Doom (1993), Marathon (1994), Duke Nukem 3D (1996)

Англійська для початківців від Englishdom.
Для тих, хто тільки починає вивчати англійську і хоче вміти використовувати базову лексику і граматику.
Реєстрація на курс

Как правило, разработчики пытаются как-то отличиться от неповторимого оригинала, копируя лишь интересные элементы, которыми запомнилась оригинальная игра.

Но случаються экземпляры, которые списывают прямо, не своими словами, и это уже выходит за определенные рамки морали и законодательства о праве интеллектуальной собственности и является неуважением к коллегам. Несколько примеров подобных игр, от желания создать собственную версию хорошей игры до попыток подмазаться к успешным брендам в продвижении своей под(д)елки, мы сейчас вспомним и начнем с вдохновителя этого текста.

The Last Hope: Dead Zone Survival — The Last of Us

The Last of Us вышла под конец поколения PS3 и стала настоящей лебединой песней консоли. Кроме технических достижений и сотен наград, успех игры дал понять, что аудитория высокобюджетных ААА-игр готова к взрослым историям, с акцентом на персонажах, их переживаниях и морально сложных, эмоциональных решений. The Last Hope и близко не об этом.

Главного героя, Брайана Ли, отправляют в будущее по важному государственному делу. И есть нюанс, Землю будущего заселили зомби. Герою придется отстреливаться от плотных толп зомби продираясь к спасательной лодке (или просто пробежаться до нужной точки). Всего в игре 15 миссий по типу: «найти маркет», «дойти в библиотеку» или «убежать из библиотеки». В этой же библиотеке герой найдет девочку Еву (Eve) или Эву (Eva), разработчики сами до конца не определились с именем героини.

И если главного героя игры пытались сделать похожим на Джоэла, а получился среднестатистический мужской персонаж, то Ева – это буквальная копия Элли из The Last of Us, при чем очень дешевая. Юридический департамент Sony начал удалять видео игры с YouTube, так что трейлер, довольно пафосный, можно найти разве что перезалитым у кого-то на канале.

Главная проблема этой игры – она плохая, и не в том понимании, что «настолько плохая, что хорошая», а просто плохая. Ужасная.

Патронов ограниченное количество на всю игру, из звуков только кашляние зомби. Она копирует персонажей и музыку The Last of Us (музыка здесь только в меню), иллюстрация в меню буквально срисована с обложки The Division от Ubisoft, а большинство игровых ассетов и даже механик (открывание замков) взяты из магазина Unity, на котором сделана игра. Даже логотип игрового движка при запуске игры говорит о том, что разработчики использовали бесплатную версию Unity, по условиям которой в начале игры должен появиться его логотип .

Если вам кажется, что в Украине делают невнятные игры с дешевой графикой или неинтересным вам геймплеем, посмотрите еще раз на этот «успешный западный проект» и сравните его с будущими и актуальными релизами украинских разработчиков.

Но игроки развлекаются по полной и даже делают SpeedRun (быстрое прохождение) по ней. Сама игра была удалена из Nintendo eShop, поэтому оценить все величие The Last Hope: Dead Zone Survival можно разве что на YouTube.

Oceanhorn 2: Knights of the Lost Realm — The Legend of Zelda BOTW

The Legend of Zelda – одна из старейших действующих игровых серий, которая стала вдохновителем для нескольких поколений разработчиков. Каждая часть приключений Линка пытается как минимум привнести что-то новое в серию, как максимум изрядно встряхнуть весь жанр приключенческих игр, так что не удивительно, что отдельные механики этой серии растаскивают другие студии. Хотя кое-кто не ограничивается только отдельными элементами.

Первая часть Oceanhorn: Monster of Uncharted Seas вдохновлялась старыми частями The Legend of Zelda, как к примеру A Link to the Past, Link’s Awakening DX или The Wind Waker.

Oceanhorn 2: Knights of the Lost Realm берет за основу уже Breath of the Wild и пытается повторить ее практически во всем, от основных механик исследования мира, пазлов, отдельных визуальных элементов до ракурсов камеры, словно взятых прямо из игры о приключениях Линка.

Но стоит отдать должное разработчикам, хоть они копируют игровой процесс, мир игры — Гая, без всяких скидок можно назвать уникальным и очень красивым, особенно для мобильной игры (пока игра доступна в Apple Arcade и на Switch).

История происходит в фэнтезийном мире, в начале безымянный герой возвращается на родину, на которую нападают работы. На этот раз герой будет воевать не в одиночку, хотя судя по обзорам, компаньоны чаще мешают или вообще ничего не делают, чем помогают, и их основная функция – быть «камешком» для кнопки в решении пазлов.

Серия Oceanhorn в этом списке по той причине, чтобы показать, что не все копии бывают дешевыми паразитами, иногда они относительно неплохая альтернатива, если у вас отсутствует платформа, на которой выходит копированная игра, как в этом случае, Nintendo Switch.

Oceanhorn 2 уже анонсирован для консолей текущего поколения и ПК, но пока без даты выхода.

Unearthed: Trail of Ibn Battuta — Episode 1 — Uncharted

На первый взгляд легкомысленный жанр «Индиана Джонс», то есть приключенческий экшн с кладоисканием, на самом деле один из самых сложных как в кино, так и в играх. Кроме очевидно хорошего геймплея, персонажи должны быть харизматичными, между ними должна быть химия, также важно удерживать баланс между юмором, драмой и высокими ставками от которых зависит жизнь героев. Поэтому в игровой индустрии можно выделить всего две успешные серии этого жанра: Tomb Raider и Uncharted. Именно после супер-успешного Uncharted 2: Among Thieves у разработчиков начал просыпаться интерес к жанру. А еще проснулись люди, попытавшиеся сделать собственную версию Uncharted.

Unearthed похожа по написанию к Uncharted (а вот звучит она не очень похоже), которую с первого раза можно даже не отличить, также логотип выполнен в стилистике игр о Нейтане Дрейке. Trail of Ibn Battuta повторяет структуру Among Thieves, начинается игра примерно с финальной части сюжета и в кульминационный момент возвращается во времени на три недели. Что интересно, продолжение пролога должно быть в следующих эпизодах, которые так и не вышли.

Геймплейно это экшн от третьего лица в приключенческом жанре. Главный герой игры Фарис Джавад (Faris Jawad) отправляется по пути известного арабского путешественника XIV в. Ибн Баттута, за 29 лет прошедший около 120 тыс. км, в том числе посетив Южную Украину и Крым. Его воспоминания «Подарок наблюдающим диковинки городов и чудеса путешествий» послужили источником информации об Украине того периода.

Возвращаясь к игре. Разработчики пытались копировать приключенческую, тогда еще трилогию студии Naughty Dog, и если быть откровенным, у них это удалось. Несмотря на то, что первый эпизод проходится всего за час, за это время меняется несколько локаций, есть какие-то пазлы, игра имеет срежиссированные кат-сцены, есть мирный эпизод, а также миссия с бегством на мотоцикле и отстреливанием противников на ходу. И это за три года до Uncharted 4!

Большая проблема лишь в том, что все это сделано очень дешево и соответственно очень не качественно.

Но в отличие откровенно халтурной The Last Hope, чувствуется, что разработчики Unearthed: Trail of Ibn Battuta болели за свое детище, хотя и не имели опыта и навыков. Это тот случай, когда «так плохо, что хорошо» и даже немного жаль, что продолжение не получилось.

Что интересно, в титрах указан Трой Бейкер, которого вы знаете по роли Джоэла из The Last of Us, Сэма, брата Нейтана, из Uncharted 4 и Девитта Букера из Bioshock Infinite. Правда, неизвестно, кого именно озвучил известный актер, есть подозрение, что никого.

Monkey Business — Donkey Kong

Может показаться, что клоны возникли в современной игровой индустрии с развитием и доступностью инструментария для разработки видеоигр. Однако еще на заре индустрии и ее стремительного роста выходили буквальные копии хитов того времени. Одной из жертв стал оригинальный Donkey Kong 1981 года.

В конце 70х начале 80х чрезвычайно популярными были игровые автоматы, они были чуть ли не единственной возможностью поиграть в видеоигры. Настоящим хитом того времени был Pac-Man (1980) и вдохновляясь «Красавицей и Чудовищем» и «Кинг Конгом» Nintendo в 1981 году выпустили своего конкурента известному обжоре — Donkey Kong. Игра сразу стала хитом среди игроков и самым успешным игровым релизом 1981/1982 годов в финансовом плане. Творение Шигера Миямото (宫本 茂) заложило основы жанра платформеров и имело нечто похожее на сюжетные кат-сцены, что было новинкой для игр на аркадных автоматах. За подобное новаторство и другие заслуги вся серия Donkey Kong семь раз попадала в Книгу рекордов Гиннесса.

В течение следующего десятилетия успех портов игры и его сиквелы спас японского разработчика от провальной экспансии на Запад и вывел в лидеры игровой индустрии. Протагонистом игры был Прыгун (Jumpman), в сиквеле — Donkey Kong Jr. В 1982 году уже стал антагонистом.

Позже Прыгун получит собственную игру и станет символом Nintendo и одним из самых известных персонажей.

Подобный успех не прошел бесследно, чтобы избежать лицензионных отчислений за портирование игры некоторые издатели и тогдашние платформодержатели пытались скопировать Donkey Kong. Не оставались в стороне и обычные разработчики. Одним из самых известных и дерзких клонов является Monkey Business 1985 года. Игра буквально копирует уровни Donkey Kong немного изменив вид Прыгуна, самого Конга словно покрасили в клоунский грим, а вместо «принцессы» персонаж которой в профиль очень напоминает Рональда Макдональда, маскота McDonald’s.

Из интересного, версия Donkey Kong для Atari 400 и Atari 800 имела пасхальку (Easter egg), которую честным путем не могли найти в течение 26 лет и это еще один абсолютный рекорд. Четверть века спустя программист порта Лэндон Дайер (Landon Dyer) сообщил, что спрятал в игре свои инициалы, но не помнит, как активировать их появление. Нашел секрет Дон Годжес (Don Hodges) используя эмулятор и деббагер, что бы залезть в код игры.

Black Buccaneer — Prince of Persia The Sands of Time Trilogy

В заключение моя личная история. Отмечу, что этот случай, это пример паразитного маркетинга российского издателя игры, поэтому актуален только для Украины и стран бывшего ссср.

Prince of Persia, созданная Джорданом Мехнером, вышла в 1989 году и сильно повлияла на игровую индустрию. От прессы до игроков, все были поражены реалистичной анимацией, буквально покадрово перерисованной из видеозаписей акробатических трюков и боевых сцен из кино. Другие разработчики вдохновлялись игрой о безымянном Принце, как например авторы ужасных Zorro: A Cinematic Action Adventure (1995) или Cruel World (1993), однако сама серия стояла на месте. Сиквел был хорошим, но ничего нового, кроме графики, предложить не мог. Эра перехода индустрии в полноценный 3D только поиздевалась над Принцем, Prince of Persia 3D (1999) практически похоронил серию, пока в 2001 году ее не выкупила Ubisoft.

Переосмысление серии вышло в 2003 году под названием Prince of Persia: The Sands of Time. Игра собрала немало номинаций и наград в разных категориях, в том числе как «Игра года». Как и дедушка The Sands of Time удивляла своей плавной анимацией и акробатическими трюками, но в первую очередь запомнилась атмосферой настоящей арабской сказки. После нескольких сиквелов и перезапусков The Sands of Time все еще остается самой успешной игрой франчайза.

В 2006 году, когда трилогия Принца Персия уже была завершена, выходит Pirates: Legend of the Black Buccaneer (в Европе просто Black Buccaneer). Сразу отмечу, что Pirates: Legend of the Black Buccaneer не имеет никакого отношения к игре Pirates: The Legend of Black Kat (2002), которую разработали Westwood Studios, издали ЕА и которая собрала в целом неплохие отзывы игроков и прессу. Возможно, издателям удалось выкупить права у ЕА, но я склоняюсь к мнению, что для рынка США эта торговая марка не была зарегистрирована, поэтому в Штатах игра получила полное название «Pirates: Legend of the Black Buccaneer», а в Европе и Австралии просто «Black Buccaneer».

Black Buccaneer была чем-то средним между Tomb Raider и Prince of Persia, сочетала исследования таинственного острова как в играх о Лару Крофт, и акробатику и боевую систему из Принца Персии. Приправили все атмосферой «Пиратов карибского моря», игровые адаптации которых в то время были не наилучшего качества. Помимо основных элементов игра также копировала отдельные механики и идеи, как к примеру Темного Принца из Prince of Persia: The Two Thrones. После кораблекрушения главный герой, Френцис Блейд (Francis Blade), попадает на остров, находит там амулет вуду наделяющий его способностью перевоплощаться в Черного Корсара. Кроме увеличения силы, ценой шкалы здоровья в соответствующих местах Корсар может вызвать зомби, которые будут воевать на его стороне. Но самое главное, что игра получилась настолько посредственной и никому ненужной, что у нее даже нет отдельной страницы в википедии.

Через несколько лет после релиза игры студия-разработчик закрылась, так и не найдя новый проект, хотя в 2008 году они начали портировать на PS3 и Xbox 360 первую часть The Witcher с подзаголовком Rise of the White Wolf. Приблизительно через год проект заморозили, а по сути отменили.

Возвращаюсь к «Черному Корсару». В Украине и странах СНГ игру издавал «Новый диск» и на обороте обложки, помимо прочих «особенностей» игры красными буквами было написано: «Фантастический экшн в лучших традициях Принца Персии». Интересно, под «фантастический» подразумевался сеттинг игры или ее качество? Эта надпись привлекла внимание фанатов Принца Персии, скучавших по любимому герою и хотелось чего-то похожего. Среди таких фанатов были я и несколько моих друзей, один из них приобрел этот диск.

Примечательно, что украинские пираты убрали надпись «в лучших традициях…» (третий разворот)

Хочу еще раз отметить, что проблема лежит не в самой игре, которая все же копировала основные элементы The Sands of Time и игр про Лару Крофт, но у которой не получилось сложить все в кучу сохранив хорошее качество финального продукта. Проблема в маркетинговом отделе российского издателя, решившего продвинуть игру всеми доступными способами, и я бы даже сказал несколько подлыми. Если бы не «в лучших традициях Принца Персии», возможно многие игроки не были бы травмированы качеством этой игры, особенно после трилогии о Принце, и сейчас я бы писал о другой игре, которая пыталась скопировать популярную франшизу.

***

Для многих разработчиков скопировать успешный проект это возможность научиться делать игры, столкнуться с проблемами решения которых уже существует. В таком случае главное держать баланс и не скатываться в прямую копию. Некоторые этого не понимают, а некоторые используют все доступные способы пропиарить собственную игру, нажиться на известном имени, и сознательно копируют узнаваемые визуальные элементы и стиль известных игр. В таких случаях всегда остается вопрос качества финального продукта и реакции игрового сообщества.

Также посмотрите нашу подборку мобильных клонов ААА-хитов.

Disqus Comments Loading...