Рубрики СтатьиИгры

Плохие копии хороших игр: The Last of Us, The Legend of Zelda, Uncharted и другие

Опубликовал
Артем Лисайчук

На Nintendo Switch вышла игра The Last Hope: Dead Zone Survival, ее обложка очень напоминает одну из самых титулованных игр всех времен — The Last of Us. Своим буквальным заимствованием, от названия до главной иллюстрации, The Last Hope вызвала целый спектр эмоций среди игрового сообщества, от откровенного смеха к возмущению и любопытству: «А как Sony к такому относится?» (спойлер, Sony такое осуждает).

Нужно понимать, что вдохновляться, заимствовать и улучшать отдельные элементы, механики и достижения популярных и успешных игр – это нормальная практика. Попытки скопировать вид от первого лица и повторить успех Wolfenstein 3D (1992) и Doom (1993) заземляли целые жанры, в этом случае FPS (Fisrts Person Shooter — пер. стрельба от первого лица). К примеру Marathon (1994) от Bungie дал толчок молодой студии и определил ее судьбу в области «шутеров», или Duke Nukem 3D (1996) от 3D Realms, который совершенно не серьезно относился к себе и гиперболически выкручивал крутизну протагониста на максимум. Эти игры не просто копировали вид первого лица, а привносили что-то новое и даже выглядели уникально. Если поставить скриншоты всех упомянутых игр рядом, вы вряд ли их спутаете.

Doom (1993), Marathon (1994), Duke Nukem 3D (1996)

Онлайн-курс "Business English" від Laba.
Вивчіть базу граматики, лексики та вокабуляру.Використовуйте англійську в спонтанній розмові з колегами та клієнтами.Прокачайте її до впевненого В1 — для розвитку кар’єри в бізнесі.
Приєднатись до курсу

Как правило, разработчики пытаются как-то отличиться от неповторимого оригинала, копируя лишь интересные элементы, которыми запомнилась оригинальная игра.

Но случаються экземпляры, которые списывают прямо, не своими словами, и это уже выходит за определенные рамки морали и законодательства о праве интеллектуальной собственности и является неуважением к коллегам. Несколько примеров подобных игр, от желания создать собственную версию хорошей игры до попыток подмазаться к успешным брендам в продвижении своей под(д)елки, мы сейчас вспомним и начнем с вдохновителя этого текста.

The Last Hope: Dead Zone Survival — The Last of Us

The Last of Us вышла под конец поколения PS3 и стала настоящей лебединой песней консоли. Кроме технических достижений и сотен наград, успех игры дал понять, что аудитория высокобюджетных ААА-игр готова к взрослым историям, с акцентом на персонажах, их переживаниях и морально сложных, эмоциональных решений. The Last Hope и близко не об этом.

Главного героя, Брайана Ли, отправляют в будущее по важному государственному делу. И есть нюанс, Землю будущего заселили зомби. Герою придется отстреливаться от плотных толп зомби продираясь к спасательной лодке (или просто пробежаться до нужной точки). Всего в игре 15 миссий по типу: «найти маркет», «дойти в библиотеку» или «убежать из библиотеки». В этой же библиотеке герой найдет девочку Еву (Eve) или Эву (Eva), разработчики сами до конца не определились с именем героини.

И если главного героя игры пытались сделать похожим на Джоэла, а получился среднестатистический мужской персонаж, то Ева – это буквальная копия Элли из The Last of Us, при чем очень дешевая. Юридический департамент Sony начал удалять видео игры с YouTube, так что трейлер, довольно пафосный, можно найти разве что перезалитым у кого-то на канале.

Главная проблема этой игры – она плохая, и не в том понимании, что «настолько плохая, что хорошая», а просто плохая. Ужасная.

Патронов ограниченное количество на всю игру, из звуков только кашляние зомби. Она копирует персонажей и музыку The Last of Us (музыка здесь только в меню), иллюстрация в меню буквально срисована с обложки The Division от Ubisoft, а большинство игровых ассетов и даже механик (открывание замков) взяты из магазина Unity, на котором сделана игра. Даже логотип игрового движка при запуске игры говорит о том, что разработчики использовали бесплатную версию Unity, по условиям которой в начале игры должен появиться его логотип .

Если вам кажется, что в Украине делают невнятные игры с дешевой графикой или неинтересным вам геймплеем, посмотрите еще раз на этот «успешный западный проект» и сравните его с будущими и актуальными релизами украинских разработчиков.

Но игроки развлекаются по полной и даже делают SpeedRun (быстрое прохождение) по ней. Сама игра была удалена из Nintendo eShop, поэтому оценить все величие The Last Hope: Dead Zone Survival можно разве что на YouTube.

Oceanhorn 2: Knights of the Lost Realm — The Legend of Zelda BOTW

The Legend of Zelda – одна из старейших действующих игровых серий, которая стала вдохновителем для нескольких поколений разработчиков. Каждая часть приключений Линка пытается как минимум привнести что-то новое в серию, как максимум изрядно встряхнуть весь жанр приключенческих игр, так что не удивительно, что отдельные механики этой серии растаскивают другие студии. Хотя кое-кто не ограничивается только отдельными элементами.

Первая часть Oceanhorn: Monster of Uncharted Seas вдохновлялась старыми частями The Legend of Zelda, как к примеру A Link to the Past, Link’s Awakening DX или The Wind Waker.

Oceanhorn 2: Knights of the Lost Realm берет за основу уже Breath of the Wild и пытается повторить ее практически во всем, от основных механик исследования мира, пазлов, отдельных визуальных элементов до ракурсов камеры, словно взятых прямо из игры о приключениях Линка.

Но стоит отдать должное разработчикам, хоть они копируют игровой процесс, мир игры — Гая, без всяких скидок можно назвать уникальным и очень красивым, особенно для мобильной игры (пока игра доступна в Apple Arcade и на Switch).

История происходит в фэнтезийном мире, в начале безымянный герой возвращается на родину, на которую нападают работы. На этот раз герой будет воевать не в одиночку, хотя судя по обзорам, компаньоны чаще мешают или вообще ничего не делают, чем помогают, и их основная функция – быть «камешком» для кнопки в решении пазлов.

Серия Oceanhorn в этом списке по той причине, чтобы показать, что не все копии бывают дешевыми паразитами, иногда они относительно неплохая альтернатива, если у вас отсутствует платформа, на которой выходит копированная игра, как в этом случае, Nintendo Switch.

Oceanhorn 2 уже анонсирован для консолей текущего поколения и ПК, но пока без даты выхода.

Unearthed: Trail of Ibn Battuta — Episode 1 — Uncharted

На первый взгляд легкомысленный жанр «Индиана Джонс», то есть приключенческий экшн с кладоисканием, на самом деле один из самых сложных как в кино, так и в играх. Кроме очевидно хорошего геймплея, персонажи должны быть харизматичными, между ними должна быть химия, также важно удерживать баланс между юмором, драмой и высокими ставками от которых зависит жизнь героев. Поэтому в игровой индустрии можно выделить всего две успешные серии этого жанра: Tomb Raider и Uncharted. Именно после супер-успешного Uncharted 2: Among Thieves у разработчиков начал просыпаться интерес к жанру. А еще проснулись люди, попытавшиеся сделать собственную версию Uncharted.

Unearthed похожа по написанию к Uncharted (а вот звучит она не очень похоже), которую с первого раза можно даже не отличить, также логотип выполнен в стилистике игр о Нейтане Дрейке. Trail of Ibn Battuta повторяет структуру Among Thieves, начинается игра примерно с финальной части сюжета и в кульминационный момент возвращается во времени на три недели. Что интересно, продолжение пролога должно быть в следующих эпизодах, которые так и не вышли.

Геймплейно это экшн от третьего лица в приключенческом жанре. Главный герой игры Фарис Джавад (Faris Jawad) отправляется по пути известного арабского путешественника XIV в. Ибн Баттута, за 29 лет прошедший около 120 тыс. км, в том числе посетив Южную Украину и Крым. Его воспоминания «Подарок наблюдающим диковинки городов и чудеса путешествий» послужили источником информации об Украине того периода.

Возвращаясь к игре. Разработчики пытались копировать приключенческую, тогда еще трилогию студии Naughty Dog, и если быть откровенным, у них это удалось. Несмотря на то, что первый эпизод проходится всего за час, за это время меняется несколько локаций, есть какие-то пазлы, игра имеет срежиссированные кат-сцены, есть мирный эпизод, а также миссия с бегством на мотоцикле и отстреливанием противников на ходу. И это за три года до Uncharted 4!

Большая проблема лишь в том, что все это сделано очень дешево и соответственно очень не качественно.

Но в отличие откровенно халтурной The Last Hope, чувствуется, что разработчики Unearthed: Trail of Ibn Battuta болели за свое детище, хотя и не имели опыта и навыков. Это тот случай, когда «так плохо, что хорошо» и даже немного жаль, что продолжение не получилось.

Что интересно, в титрах указан Трой Бейкер, которого вы знаете по роли Джоэла из The Last of Us, Сэма, брата Нейтана, из Uncharted 4 и Девитта Букера из Bioshock Infinite. Правда, неизвестно, кого именно озвучил известный актер, есть подозрение, что никого.

Monkey Business — Donkey Kong

Может показаться, что клоны возникли в современной игровой индустрии с развитием и доступностью инструментария для разработки видеоигр. Однако еще на заре индустрии и ее стремительного роста выходили буквальные копии хитов того времени. Одной из жертв стал оригинальный Donkey Kong 1981 года.

В конце 70х начале 80х чрезвычайно популярными были игровые автоматы, они были чуть ли не единственной возможностью поиграть в видеоигры. Настоящим хитом того времени был Pac-Man (1980) и вдохновляясь «Красавицей и Чудовищем» и «Кинг Конгом» Nintendo в 1981 году выпустили своего конкурента известному обжоре — Donkey Kong. Игра сразу стала хитом среди игроков и самым успешным игровым релизом 1981/1982 годов в финансовом плане. Творение Шигера Миямото (宫本 茂) заложило основы жанра платформеров и имело нечто похожее на сюжетные кат-сцены, что было новинкой для игр на аркадных автоматах. За подобное новаторство и другие заслуги вся серия Donkey Kong семь раз попадала в Книгу рекордов Гиннесса.

В течение следующего десятилетия успех портов игры и его сиквелы спас японского разработчика от провальной экспансии на Запад и вывел в лидеры игровой индустрии. Протагонистом игры был Прыгун (Jumpman), в сиквеле — Donkey Kong Jr. В 1982 году уже стал антагонистом.

Позже Прыгун получит собственную игру и станет символом Nintendo и одним из самых известных персонажей.

Подобный успех не прошел бесследно, чтобы избежать лицензионных отчислений за портирование игры некоторые издатели и тогдашние платформодержатели пытались скопировать Donkey Kong. Не оставались в стороне и обычные разработчики. Одним из самых известных и дерзких клонов является Monkey Business 1985 года. Игра буквально копирует уровни Donkey Kong немного изменив вид Прыгуна, самого Конга словно покрасили в клоунский грим, а вместо «принцессы» персонаж которой в профиль очень напоминает Рональда Макдональда, маскота McDonald’s.

Из интересного, версия Donkey Kong для Atari 400 и Atari 800 имела пасхальку (Easter egg), которую честным путем не могли найти в течение 26 лет и это еще один абсолютный рекорд. Четверть века спустя программист порта Лэндон Дайер (Landon Dyer) сообщил, что спрятал в игре свои инициалы, но не помнит, как активировать их появление. Нашел секрет Дон Годжес (Don Hodges) используя эмулятор и деббагер, что бы залезть в код игры.

Black Buccaneer — Prince of Persia The Sands of Time Trilogy

В заключение моя личная история. Отмечу, что этот случай, это пример паразитного маркетинга российского издателя игры, поэтому актуален только для Украины и стран бывшего ссср.

Prince of Persia, созданная Джорданом Мехнером, вышла в 1989 году и сильно повлияла на игровую индустрию. От прессы до игроков, все были поражены реалистичной анимацией, буквально покадрово перерисованной из видеозаписей акробатических трюков и боевых сцен из кино. Другие разработчики вдохновлялись игрой о безымянном Принце, как например авторы ужасных Zorro: A Cinematic Action Adventure (1995) или Cruel World (1993), однако сама серия стояла на месте. Сиквел был хорошим, но ничего нового, кроме графики, предложить не мог. Эра перехода индустрии в полноценный 3D только поиздевалась над Принцем, Prince of Persia 3D (1999) практически похоронил серию, пока в 2001 году ее не выкупила Ubisoft.

Переосмысление серии вышло в 2003 году под названием Prince of Persia: The Sands of Time. Игра собрала немало номинаций и наград в разных категориях, в том числе как «Игра года». Как и дедушка The Sands of Time удивляла своей плавной анимацией и акробатическими трюками, но в первую очередь запомнилась атмосферой настоящей арабской сказки. После нескольких сиквелов и перезапусков The Sands of Time все еще остается самой успешной игрой франчайза.

В 2006 году, когда трилогия Принца Персия уже была завершена, выходит Pirates: Legend of the Black Buccaneer (в Европе просто Black Buccaneer). Сразу отмечу, что Pirates: Legend of the Black Buccaneer не имеет никакого отношения к игре Pirates: The Legend of Black Kat (2002), которую разработали Westwood Studios, издали ЕА и которая собрала в целом неплохие отзывы игроков и прессу. Возможно, издателям удалось выкупить права у ЕА, но я склоняюсь к мнению, что для рынка США эта торговая марка не была зарегистрирована, поэтому в Штатах игра получила полное название «Pirates: Legend of the Black Buccaneer», а в Европе и Австралии просто «Black Buccaneer».

Black Buccaneer была чем-то средним между Tomb Raider и Prince of Persia, сочетала исследования таинственного острова как в играх о Лару Крофт, и акробатику и боевую систему из Принца Персии. Приправили все атмосферой «Пиратов карибского моря», игровые адаптации которых в то время были не наилучшего качества. Помимо основных элементов игра также копировала отдельные механики и идеи, как к примеру Темного Принца из Prince of Persia: The Two Thrones. После кораблекрушения главный герой, Френцис Блейд (Francis Blade), попадает на остров, находит там амулет вуду наделяющий его способностью перевоплощаться в Черного Корсара. Кроме увеличения силы, ценой шкалы здоровья в соответствующих местах Корсар может вызвать зомби, которые будут воевать на его стороне. Но самое главное, что игра получилась настолько посредственной и никому ненужной, что у нее даже нет отдельной страницы в википедии.

Через несколько лет после релиза игры студия-разработчик закрылась, так и не найдя новый проект, хотя в 2008 году они начали портировать на PS3 и Xbox 360 первую часть The Witcher с подзаголовком Rise of the White Wolf. Приблизительно через год проект заморозили, а по сути отменили.

Возвращаюсь к «Черному Корсару». В Украине и странах СНГ игру издавал «Новый диск» и на обороте обложки, помимо прочих «особенностей» игры красными буквами было написано: «Фантастический экшн в лучших традициях Принца Персии». Интересно, под «фантастический» подразумевался сеттинг игры или ее качество? Эта надпись привлекла внимание фанатов Принца Персии, скучавших по любимому герою и хотелось чего-то похожего. Среди таких фанатов были я и несколько моих друзей, один из них приобрел этот диск.

Примечательно, что украинские пираты убрали надпись «в лучших традициях…» (третий разворот)

Хочу еще раз отметить, что проблема лежит не в самой игре, которая все же копировала основные элементы The Sands of Time и игр про Лару Крофт, но у которой не получилось сложить все в кучу сохранив хорошее качество финального продукта. Проблема в маркетинговом отделе российского издателя, решившего продвинуть игру всеми доступными способами, и я бы даже сказал несколько подлыми. Если бы не «в лучших традициях Принца Персии», возможно многие игроки не были бы травмированы качеством этой игры, особенно после трилогии о Принце, и сейчас я бы писал о другой игре, которая пыталась скопировать популярную франшизу.

***

Для многих разработчиков скопировать успешный проект это возможность научиться делать игры, столкнуться с проблемами решения которых уже существует. В таком случае главное держать баланс и не скатываться в прямую копию. Некоторые этого не понимают, а некоторые используют все доступные способы пропиарить собственную игру, нажиться на известном имени, и сознательно копируют узнаваемые визуальные элементы и стиль известных игр. В таких случаях всегда остается вопрос качества финального продукта и реакции игрового сообщества.

Также посмотрите нашу подборку мобильных клонов ААА-хитов.

Disqus Comments Loading...