Среди новых премьер в афише совершенно теряется документальный фильм «Малевич». Это неудивительно, лента выходит в ограниченный прокат и будет показана всего в нескольких кинотеатрах Киева, Харькова и Черновцов. Обратить внимание на нее все же стоит – она раскрывает новые подробности биографии Казимира Малевича и демонстрирует раскадровку сценария, по которому художник хотел снять свое супрематическое кино.
Жанр документальное кино
Режиссер Владимир Луцкий
Студии Fresh Production Group, Pilgrim Film
Год выпуска 2019
Об украинском документальном фильме «Малевич», посвященном художнику-авангардисту Казимиру Малевичу, впервые публично заговорили год назад. Тогда создатели ленты рассказали, что во время съемок им удалось обнаружить настоящее место рождения Малевича в Киеве. По словам продюсера и автора сценария Татьяны Филевской, долгое время историки указывали ложный адрес. Изучая архивы, она узнала, что на самом деле Малевич с рождения жил в поместье своей тети, расположенном на улице Жилянской (сейчас на этом месте находится «граница» между крупным современным комплексом и соседним зданием 1970-1980-х годов).
После премьеры картины стало понятно, что «Малевич» не сосредотачивается исключительно на Киеве. Документальный фильм затрагивает все периоды жизни художника и делает акценты на годах, проведенных в Украине. Создатели обращают особое внимание на детство Казимира (насыщенное переездами по селам, где его отец работал на сахарных заводах, а мальчик изучал культуру местных жителей) и на его преподавательскую деятельность в Академии изобразительного искусства. Там о влиянии Малевича на студентов в советское время говорить было не принято, поэтому этот факт попросту стерли из истории.
Над поиском информации и съемкой документального фильма «Малевич» работали почти три года. Режиссером выступил Владимир Луцкий, производство поддержало Государственное агентство Украины по вопросам кино и Министерство культуры Италии. Бюджет ленты составил около 3 миллионов гривен. При этом качество картинки оставляет желать лучшего, однако это тот случай, когда нужно обращать внимание на содержание, а не на графические приемы.
В «Малевиче» представлено много архивных фотографий, есть комментарии искусствоведов, изучавших творческий путь художника. Самое интересное – это возможность увидеть раскадровку, созданную Казимиром Малевичем для собственного супрематического фильма. Идея перенести свое творчество в кинематограф появилась у него после знакомства с немецким режиссером-авангардистом Хансом Рихтером, который в конце 1920-х годов согласился экранизировать задумку Малевича. С постановкой возникли сложности: тогда не было цветного кино, а Малевич видел свою идею только в цвете.
Много лет спустя Ханс Рихтер, переехав из Германии в США, скрестил задумку Малевича со своей личной, но так и не выпустил готовый вариант ленты. Папки со сценариями этого проекта (вместе с раскадровкой) были найдены создателями документального фильма в музее Гетти в Лос-Анджелесе. Эти материалы реконструировали и смонтировали для «Малевича», представив, какой могла бы получится киноработа художника, если бы у его творчества не было ограничений.
Ограничивали Казимира Малевича не только технические возможности. Самой большой преградой выступала советская власть, истреблявшая людей инакомыслящих, а уж тем более тех, у кого были свои последователи. Собственно, об этом создатели фильма «Малевич» и рассказывают, размышляя о том, как художник подрывал социалистические основы и создавал новые направления искусства, задействуя на полотнах геометрические фигуры.
Встречаются в «Малевиче» и субъективные трактовки творчества художника. Что хорошо – они поданы как мнения приглашенных экспертов, поэтому их можно выслушать, а выводы сделать самому. В этом помогут цитаты из записей Казимира Малевича, которые тоже включены в фильм.