Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «Экзорцист Ватикана» / The Pope’s Exorcist

Опубликовал
Никита Казимиров

Связь человека и потусторонних сил всегда интересовала деятелей культуры. Рассуждения о Боге и Дьяволе занимают чуть ли не ведущее место в поп-культуре — и это при том, что особо нового на этой почве сказать в кино почти нечего. «Экзорцист Ватикана» вновь обращается к знакомой теме изгнания дьявола из человека, но пытается разбавить хоррор-элементы закулисными интригами Ватикана. Рассказываем в рецензии ниже, каким получился этот фильм.

«Экзорцист Ватикана» / The Pope’s Exorcist

Жанр хоррор
Режиссер Джулиус Эйвери
В ролях Рассел Кроу, Дэниэл Дзоватто, Алекс Эссоу, Ралф Айнесон, Франко Неро
Премьера кинотеатр
Год выхода 2023
Сайт IMDb

Сюжет фильма рассказывает о ватиканском священнике Габриэле Аморте (Рассел Кроу). Он главный экзорцист Ватикана и специализируется на изгнании злых сил из людей. За годы своей деятельности Габриэль успел увидеть дьявола в людях в удивительных проявлениях. Но одна из ситуаций навсегда оставила след в его памяти — именно ей и посвящен фильм.

Онлайн-курс "Проджект-менеджер в ІТ" від Laba.
Навчіться запускати, контролювати й успішно реалізовувати ІТ-проєкти. Пройти весь шлях проєктного управління на реальному кейсі вам допоможе PMD із 19-річним досвідом в ІТ.
Детальніше про курс

«Экзорциста Ватикана» авторы позиционируют фильмом, который основан на реальных событиях. Он основан на книгах и воспоминаниях реального священника Габриэля Аморта. Он утверждал, что помог тысячам людей избавиться от дьявола, а об экзорцизме он знает все. Конечно, достоверность его слов ничем не подтверждена, но свою популярность Аморт приобрел.

На этом фоне можно было бы снять интересный психологический триллер, в котором изгнание дьявола граничило бы с обманом и, что важнее, самообманом. Погрузить сильнее в закулисье Ватикана, которое само по себе представляет отдельный мир. Но уж никак не скатываться в самые стандартные тропы фильмов про дьявола, которые еще во времена «Ребенка Розмари» казалось исчерпанными.

Режиссер Джулиус Эйвери выбрал самые простые ответы на далеко не самые сложные вопросы. Потому «Экзорцист Ватикана» — крайне примитивный хоррор, в котором все развивается по давно проложенным рельсам. Дьявол тут просто дьявол, а не какая-то фикция людей.

Немного надоело писать почти про каждый современный хоррор, что он не страшный. Но в плане элементов ужаса «Экзорцист Ватикана» настолько примитивный, что какие-то новые определения ради него использоваться совершенно не хочется. Скримеры тут выстроены абсолютно никак, а ничего больше фильм как хоррор предложить не может.

Но ради чего тогда стоит его смотреть? Как минимум ради отличной актерской игры Рассела Кроу. На местного священника, который и сам в ужасе от происходящих вокруг потусторонних вещей, всегда приятно смотреть. К тому же священник Аморт может и добрую шутку отпустить, и проявить искреннее тепло к незнакомым людям.

В «Экзорцисте Ватикана» довольно неплохо показана культура самого Ватикана. В какие-то совсем уж откровения фильм не скатывается, но все выглядит максимально фактурно и аутентично. Общение священнослужителей и обычных людей тут подчеркивает разницу взглядов и индивидуализм божественного влияния в зависимости от убеждений и характеров.

И в момент, когда фильм не пытается вас напугать, он правда приковывает к себе. Да, это не самое интересное в мире кино, но оно позволяет прикоснуться к закрытому миру Ватикана, полного своих правил. Подобные ощущения в свое время зрителям подарил «Код да Винчи», который тоже общественности запомнился как спорное произведение.

Но если экранизацию Дэна Брауна портила несвязная структура, отвлекающая от поисков ответов на загадки человеческой истории, то в «Экзорцисте Ватикана» вся магия рушится при появлении очередной демонической сущности. Попытки напугать в фильме очень натужные, но это еще можно было бы стерпеть, дополняй они основные идеи. Вместо этого каждый скример напоминает громкий бессвязный возглас, прерывающий в целом интересный рассказ.

«Экзорцист Ватикана» отлично демонстрирует одну из главных проблем современной киноиндустрии. Многочисленные режиссеры и компании будто совсем не понимают, за что именно люди обожают фильмы ужасов. Ведь речь вовсе не о жутких звуках или непонятных созданиях на экране.

Каждый отличный хоррор был, есть и остается о столкновении с неизведанным. Это по сути очень своеобразные головоломки, на которое нет ответа — но в этом и заключается их прелесть.

«Экзорцист Ватикана» — загадка, ответ на которую искать совершенно не хочется. Даже больше — никакой загадку тут по существу и нет. Но зачем тогда было пытаться превратить фильм в хоррорах, а не сосредоточиться исключительно на эстетике Ватикана, — большой вопрос.

Disqus Comments Loading...