Рубрики ОбзорыКино

Рецензия на фильм «Май, декабрь» / May December

Опубликовал
Денис Федорук

1 февраля в кинотеатрах стартовал показ драмы «Май, декабрь», сюжет которой вдохновлен реальной историей отношений американской учительницы Мэри Кэй Летурно и ее ученика Вилли Фуалау. Лента Тодда Хейнса получила четыре номинации на «Золотой глобус», одну — на «Оскар» (за лучший оригинальный сценарий) и вошла в десятку лучших фильмов 2023 года по версии Американского института кино. В этой рецензии рассказываем, как взаимодействует в кадре звездный дуэт Натали Портман-Джулианна Мур и чем именно эта история может быть интересна зрителю.

«Май, декабрь» / May December

Жанр драма
Режиссер Тодд Хейнс
В ролях Натали Портман, Джулианна Мур, Чарльз Мелтон, Кори Майкл Смит, Элизабет Ю
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2023
Сайт IMDb

В солнечную Саванну наведывается актриса Элизабет Берри. Она приехала сюда, чтобы познакомиться с гостеприимной домохозяйкой Грейси Атертон-Ю, которая печёт торты на заказ. Таким образом Элизабет сможет лучше вжиться в свою роль в независимом фильме, имеющем цель рассказать причудливую историю любви Грейси.

Но это не обычная история, как одна из тех, которыми обычно наделены ванильные ромкомы с обязательным хэппи-эндом. Ведь 23 года назад избранником женщины стал 13-летний подросток корейского происхождения Джо Ю, одноклассник ее сына от первого брака. Тогда же женщину отправили за решетку за секс с несовершеннолетним, где она и родила ребенка от другого ребенка, а событие получило широкий резонанс. Заключенная стала героиней обложек многих изданий, в частности таких известных, как People.

Курс-професія "Motion Designer" від Skvot.
Навчіться створювати 2D- та 3D-анімації у софтах After Effects, Cinema 4D та Octane Render. Протягом курсу ви створите 14 моушн-роликів, 2 з яких — для реального клієнта.
Детальніше про курс

После освобождения из тюрьмы Грейси и Джо поженились и сейчас оба делают вид, что их история — победа над обстоятельствами и торжество настоящей любви. Но чем больше Элизабет задает неудобных вопросов на первый взгляд счастливой паре, тем яснее становится, что не все так идеально в их отношениях. И пока любознательная актриса настойчиво будет ковырять давно заскорузлые нарывы, где-то в Саванне до одного 36-летнего подростка наконец дойдет, что пора взрослеть.

Там, где вполне обоснованно существовал маневр для сенсационного, провокативного материала в духе, скажем, Верховена, постановщик Тодд Хейнс («Темные воды», «Кэрол», возвращающийся в украинский прокат 15 февраля) прогнозируемо пошел по другому пути. Его несколько отстраненный взгляд на историю оставляет достаточно пространства для зрительских трактовок.

Авторам фильма совершенно безразлично, что именно привело к такому вопиюще нездоровому союзу и кто виноват в том, что он таки состоялся. Куда интереснее разбираться, вместе с героиней Портман, в какие последствия это обернулось и как отразилось на жизни всех причастных.

К примеру, что об этом думает бывший муж Грейси, чей возраст не предусматривал уголовной ответственности для странной женщины. Или, что более красноречиво и важно, как живется Джо, которому, кажется, куда интереснее раскурить первый в жизни косяк в компании собственного сына, не сильно младше его самого, чем проводить время с женой. Та по-матерински заботливо ведет счет бутылкам выпитого пива своего молодого мужа. «Это вторая» — строго напоминает она.

Возникают вопросы и к Элизабет в исполнении Портман, чье любопытство постепенно превращается в настоящую одержимость. Ее поведение порой невозможно понять, ведь в определенный момент становится сложно поверить в то, что такое придирчивое погружение в жизнь супругов обусловлено единственным желанием лучше прочувствовать персонажа.

Показательным выглядит эпизод, когда Элизабет посещает местный зоомагазин, где много лет назад Грейси и Джо застукали за сексом, а она пытается представить и воспроизвести сцену полового акта. В итоге актриса зайдет еще дальше. Это подход Дэниела Дэй-Льюиса, не меньше, и на фоне такой обличительной стороны кинематографа, в частности актерства, здесь трудно избавиться от мысли, что Элизабет руководствуется собственными скрытыми мотивами.

Все эти причудливые хитросплетения человеческих отношений, взаимодействие действующих лиц, когда появляются полунамеки или возникает неудобная ситуация, откровенно интересны.

Повествование у Хейнса крайне медленное, а убаюкивающие статичные кадры иногда прерываются резкими монтажными переходами, что заставляет изрядно взбодриться, если вы вдруг засыпаете.

При этом картинка изобилует выразительными и достаточно очевидными образами и метафорами: символическая тройка манекенов с мужчиной, или, скорее, кем-то похожим на мужчину в центре, большое количество зеркальных отражений, что касается в первую очередь женских персонажей, судьбоносное освобождение бабочки из кокона, поданное уж слишком в лоб. А еще был ветхозаветный змей-искуситель, который, впрочем, работает не как художественный образ, а скорее как характеристика кино с Элизабет; вероятно, получится плохо, несмотря на все ее сверхусилия.

Натали Портман далеко не впервые в карьере выдает уверенный классный перфоманс, подкрепленный любопытным инсайдом о сексуальных сценах перед камерой и абсолютно феноменальным монологом — с крупным планом, крутым актерством и интересным контекстом. Джулианна Мур тонко передает ненормальность своего персонажа с натурой охотницы, вызывающей жуткое чувство не только у окружающих, но и у зрителя.

Но сквозь наибольшую эволюцию характера проходит именно Джо, которого отлично сыграл Чарльз Мелтон. Осознание того, что он был лишен юности, своих лучших лет, и с тех пор так и оставался в коконе (это и есть метафора с бабочкой, о которой говорилось выше), вызывает искренний зрительский отклик.

«Май, декабрь» требует вдумчивости, лишен динамики и в какой-то момент становится сюжетом весьма мелодраматических качеств, что на удивление не делает его плохим. Абсурдность ситуации у некоторых может вызвать едва заметную улыбку. Но в итоге это однозначно грустная история о токсичных отношениях, где общеизвестная фраза о «краже молодости» приобретает поистине пугающую прямоту.

Disqus Comments Loading...