Рубрики ОбзорыКино

Рецензия на фильм «Оставь мир позади» / Leave the World Behind

Опубликовал
Денис Федорук

8 декабря Netflix представил на суд зрителя психологический триллер «Оставь мир позади». Это киноадаптация одноименного бестселлера Румаана Алама, появившегося на полках книжных магазинов в 2020 году и получившего преимущественно положительные отзывы от литературных критиков. В рецензии ниже рассказываем, какой получилась эта экранизация от студии Барака и Мишель Обамы.

«Оставь мир позади» / Leave the World Behind

Жанр психологический апокалиптический триллер
Режиссер Сэм Эсмейл
В ролях Джулия Робертс, Итан Хоук, Махершала Али, Кевин Бейкон, Миха’ла Херрольд
Премьера Netflix
Год выпуска 2023
Сайт IMDb

Нью-Йорк. Это было погожее ясное утро, которое обещало приятный летний денек. Ничто не предвещало беды. Менеджер по рекламе Аманда Сэндфорд разбудила своего мужа Клэя, чтобы сообщить о спонтанном решении провести уикенд в загородном доме на Лонг-Айленде, который она только что сняла. Вместе с детьми-подростками, Арчи и Роуз, супруги собрали вещи и, находясь в хорошем расположении духа, отправились на отдых.

Добравшись до места назначения, Сэндфорды обрадовались тому, что получили в распоряжение такой роскошный, отдаленный от посторонних глаз дом. Но тревожный звоночек прозвенел уже во время первого же похода на пляж: огромный нефтяной танкер все больше приближался к берегу, пока не стало понятно, что останавливаться он не собирается. Ещё и местные олени ведут себя как-то чересчур дерзко.

Но худшее опешивших отдыхающих ждало впереди, когда посреди ночи на пороге дома появятся двое незнакомцев и шокируют заявлением, что этот дом принадлежит им. Из-за блэкаута в городе они были вынуждены вернуться сюда. Аманда с недоверием отнеслась к этому вторжению, но никто из присутствующих не мог представить, что отсутствие телефонной связи, интернета и всего одно скромное сообщение по ТВ о чрезвычайном положении является следствием чего-то страшного.

Сюжет «Оставь мир позади» основан на успешном одноименном романе Румаана Алама. Там автор часто позволял себе подробные описания, например, покупок в супермаркете. Вероятно, так он намекал на консюмеризм американского общества на примере одной конкретной семьи. Но режиссер и сценарист Сэм Эсмейл, создатель «Мистера Работа», не распыляется на подобные мелочи и сосредотачивает внимание на хичкоковском нагнетании атмосферы. И это у него здорово получается.

Начинается повествование с вполне понятного желания главных героев вырваться из громкого мегаполиса и провести беззаботные дни в изоляции от окружающих. Постепенно их отпуск будет превращаться в настоящий ад, учитывая, что вокруг происходит что-то явно апокалиптическое. С появлением незваных гостей лента начинает вызывать стойкие ассоциации с шьямалановским «Стуком в дверь», выполненном в том же жанре, но впоследствии подобные аналогии сходят на нет.

Эсмейлу и его команде отлично удается передать чувство тревоги, грамотно выстраивая саспенс с помощью неуютного звукового оформления и параллельного монтажа.

Лента прекрасно работает как триллер, в ней найдется место как глобальной тайне, так и напряженным отношениям между персонажами. При этом создатели не забывают и о темах, к которым обращался Алам: это и расизм, и социальные конфликты, и зависимость современного общества от цифровых технологий, и старые добрые теории заговора.

В «Оставь мир позади» героиня Джулии Робертс отказывается верить в то, что персонаж Махершалы Али может быть столь состоятельным (видимо, не смотрела «Зеленую книгу», где тот выглядит так же импозантно). Сами же темнокожие хозяева дома вынуждены ночевать в подвале, пока их гости наслаждаются всеми удобствами там, наверху (камера Тода Кэмпбелла отчетливо подчеркивает эту метафорическую иерархию). Клэй, которого сыграл Итан Хоук, не может проехать и двух метров без GPS-навигатора, не говоря об отказе помочь испаноязычной женщине.

Отсутствие интернета уже похоже на маленький конец света. Из-за этого, например, очень переживает Роуз, поскольку не может посмотреть последний эпизод «Друзей» (хотя ее непреодолимое желание узнать перед гипотетической гибелью, чем закончатся любовные приключения Росса и Рэйчел вполне понятно). А что касается того, почему в США происходят все эти таинственные, и от того еще более ужасающие события — это уже оставляют на усмотрение зрителя.

Психологическая напряженность между персонажами отлично подкрепляется выступлениями актеров. Особенно это касается главных звезд, вплоть до сильно второстепенного Кевина Бейкона, герой которого наглядно символизирует то, что делает с людьми чувство реальной, апокалиптической угрозы. Есть здесь неутешительная сцена персонально для господина Илона Маска, в которой огромное количество автомобилей Tesla буквально «сходит с ума».

Вообще с эффектными сценами у Эсмейла полный порядок. Их немного, но они придают действу масштабности и действительно впечатляют. Важную роль здесь играет не только визуальное, но и звуковое оформление, поэтому как минимум в этом аспекте фильм выглядит предпочтительнее первоисточника. Если Алам мог только описать тот «страшный звук», то здесь зритель имеет возможность услышать его собственными ушами. Как и сирены тревоги — точно такие же, что разбудили нашу страну как раз в тот день, когда писался этот текст.

«Оставь мир позади» представляет собой образцовую экранизацию, достаточно точно следующую букве первоисточника, и вместе с тем в некоторых моментах даже превосходящую его. Это напряженный, прекрасно сыгранный и хорошо исполненный технически апокалиптический триллер, после просмотра которого в очередной раз осознаешь, что абсурдная и страшная реальность, к сожалению, существует не только в глянцевом, безгранично красивом голливудском кино.

Disqus Comments Loading...