Рубрики Обзоры

Рецензия на книгу «Нажми Reset: Выгорание и восстановление в индустрии видеоигр» Джейсона Шрайера

Опубликовал
Павло Чуйкін

Издательство MAL’OPUS выпустило книгу американского игрового журналиста Джейсона Шрайера «Нажми Reset: Выгорание и восстановление в индустрии видеоигр». Она будет интересна не только украинским геймерам, но и всем работающим в индустрии видеоигр. Я уже прочитал его и готов делиться впечатлениями от содержания и качества издания.

«Нажми Reset: Выгорание и восстановление в индустрии видеоигр» / Press Reset: Ruin and Recovery in the Video Game Industry

Автор Джейсон Шрайер
Издательство MAL’OPUS
Страниц 360
Год 2023
Обложка Твердая
Язык Украинский
Формат 140×200 мм
Сайт malopus.com.ua

Джейсон Шрайер — игрожур из США, известный своими инсайдами и прогнозами по релизам видеоигр. Он долгое время работал в Kotaku, а в 2020 году перешел в Bloomberg. «Нажми Reset» вторая книга об играх и индустрии от этого автора. До нее была Blood, Sweat, и Pixels: The Triumphant, Turbulent Stories Behind How Video Games Are Made. Украинское издание вышло в 2020 году от BookChef и называется «Кров, піт і пікселі. По той бік створення відеоігор».

«Кровь, пот и пиксели» — книга о сложностях создания видеоигр. Автор определил, что игры находятся где-то на границе между искусством, наукой, техническим прогрессом и бизнесом, который стремится создать развлекательный продукт и заработать на этом деньги. Именно из-за этого львиная часть игр задерживается, а создатели работают в авральном режиме.

Онлайн-курс "Фінансовий директор" від Laba.
Опануйте інструменти управління грошовими потоками, ризиками та активами компанії, щоби перейти на посаду CFO.
Приєднатися до курсу

В «Нажми Reset» Шрайер разбирается почему в этом бизнесе так трудно удержаться на рабочем месте, почему игровые студии закрываются не только после неудачных проектов, но и сразу после выхода очень успешных игр, ставших частью истории.

Автор пытается влезть в шкуру разработчика игр любого звена и передать читателю его постоянное напряжение. Все подобные творцы живут с мыслью об увольнении в любой момент. Потому что сегодня студия еще работает, разработчики остаются сверхурочно и на выходных, что выпустить игру, а завтра их уже просят собирать вещи и искать новую работу.

Здесь нужно уточнить, что речь в книге идет о компаниях из США и Австралии, потому что европейская культура создания видеоигр все же другая. Наверное, схожие ситуации с переработками есть и здесь, и это точно происходит в азиатских компаниях, но игровые студии из Европы все же смогли построить более или менее адекватную культуру труда и отдыха, что уменьшило количество перегораний и увольнений. Об этом даже говорят украинские разработчики игр, работающих в Европе. Их мнения и впечатления есть на обороте книги.

В «Нажми Reset» Шрайер также освещает интересные факты про создание культовых игр (Epic Mickey, Bioshock, Bioshock Infinite, Dead Space и др.) от крутых студий (Ion Storm, Irrational Games, 2K Marin и т. п.). Он показывает как тяжело они разрабатывались, какие силы вкладывали команды в свои проекты и как быстро и неожиданно их увольняли.

«Нажми Reset: Выгорание и восстановление в индустрии видеоигр» рассказывает и об абсолютных провалах: про студии и их никогда не выпущенные, но очень перспективные игры. Например, несколько глав посвящены 38 Studios, ее основателю известному бейсболисту Курту Шиллингу и их так и не вышедшей «убийце» World of Warcraft под названием Project Copernicus.

В других главах есть истории успеха. Это когда из пепла закрытых студий возникают новые и делают популярные игры. Но в большинстве своем это «индюшатина», а не ААА-проекты. Еще хуже, когда некоторые спасенные студии позже тоже закрывают, а разработчики снова оказываются на перепутье, должны искать работу, переезжать, расставаться с друзьями. Все эти истории автор переплетает в один большой клубок и его очень интересно распутывать.

Нестабильность — вот общая черта всей игровой индустрии, которую отмечает Шрайер. Среднестатистическая игровая компания, даже большая, почти никогда не способна планировать игру за игрой, потому что ее возможности и финансы зависят от успеха проекта, над которым она работает именно сейчас.

Последний раздел «Нажми Reset» автор посвящает попытке решить проблемы закрытия студий, перегорания и увольнений. Он предлагает несколько решений (удалена работа, специализированный аутсорс и т. п.), но сам пишет, что это не сильно поможет.

Шрайер все больше перекладывает вину на крупных издателей и корпорации, которые целятся в деньги и не беспокоятся о творчестве. Но даже в современную эру Kickstarter именно на них все еще держится игровая индустрия. Поэтому здесь, наверное, автору нужно было не критиковать источники финансирования большинства ААА-проектов, а предлагать решения проблемы, общаться с их представителями, побуждать к диалогу и так далее.

«Нажми Reset: Выгорание и восстановление в индустрии видеоигр» читается легко и быстро. Книга понравится геймерам и всем причастным к индустрии, но она написана для всех — здесь много лаконичных объяснений геймплея и жанров, особенностей создания игр и нюансов разработки. Все это точно знает любой геймер, но не знает рядовой читатель вне темы. Поэтому Шрайер объясняет так, чтобы читать было интересно было даже не игрокам.

Мне очень понравилась обложка, качество издания, приятная на ощупь желтоватая толстая бумага, но огорчила верстка.

На некоторых страницах блоки текста оказались кривыми, на некоторых сделаны слишком широкие поля, а на других слишком узкие. Я далеко не перфекционист, но расстановка блоков текста на разных страницах была слишком заметна. Потому иногда это раздражало и мешало читать.

Печатью книги занималась известная харьковская книжная фабрика «Глобус». Она печатает для многих украинских издательств и у меня есть очень качественно сделанные книги от них. Но здесь сделано как-то быстро и неуклюже. Не знаю кто в этом виноват — издательство MAL’OPUS или фабрика «Глобус», но по факту имеем большой контраст обложки и того, что внутри.

Я уверен «Нажми Reset» будут издавать еще не одним тиражом, издательство исправит ошибки и сделает лучшую верстку. Потому что во всем остальном это замечательное издание, которое стоит внимания современного украинского читателя.

Disqus Comments Loading...