24 января на канале Paramount+ with Showtime завершился показ шпионского триллера «Агентство» — адаптации известного французского сериала «Бюро легенд», который транслировался на Canal+ с 2015 по 2020 годы. Проект примечателен не только тем, что вышел из-под крыла компании Smoke House Pictures Джорджа Клуни и Гранта Хеслова, но и тем, что здесь фигурирует Украина, и, соответственно, известный украинский актер Александр Рудинский. В этом обзоре анализируем, какое место в сюжете отведено нашему государству и стоят ли местные шпионские страсти зрительского внимания.
Жанр шпионский триллер
Продюсеры Джордж Клуни, Грант Хеслов
В ролях Майкл Фассбендер, Джеффри Райт, Джоди Тернер-Смит, Ричард Гир, Кэтрин Уотерстон, Доминик Уэст, Сергей Онопко, Александр Рудинский
Премьера Paramount+ with Showtime
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Миссию тайного агента ЦРУ под кодовым именем «Марсианин» (в этом моменте наверняка икнулось Мэтту Деймону), которая проходила в Африке и длилась 6 лет, внезапно сворачивают. Оперативнику приказывают вернуться в лондонское отделение разведуправления и переключиться на новое задание, связанное с пропавшим агентом в Белоруссии «Койотом». Пока что точно неизвестно что с ним случилось, но если его разоблачат, ведь вдруг Лукашенко снова в курсе, откуда готовилось нападение, это рискует обернуться катастрофическими последствиями, в том числе для агентов под прикрытием, которые в данный момент действуют на оккупированной территории Украины.
Однако сосредоточиться на работе Марсианину мешают романтические чувства к профессорке антропологии Сами Захир, которая магическим образом также оказалась в Лондоне, и невозможность сразу переключиться на новый лад после долговременного существования в оболочке другой личности. Трудностей добавляет то, что к ЦРУ-шнику, по протоколу, прикреплено круглосуточное наблюдение.
Тем временем кураторша Марсианина в африканской миссии Наоми начинает готовить уже к миссии иранской молодую сотрудницу Денни Морату, заданием которой становится втереться в доверие к профессору Рези Мортазеви и с его помощью попасть в Тегеран. Под чутким руководством динозавров Генри Оглтри и Джеймса Брэдли лондонское отделение ЦРУ готовится к судьбоносным операциям, а значит — к чрезвычайно напряженным рабочим будням.
Основные шпионские страсти, подкрепленные исключительно бледными и мрачными оттенками и сплошь печальными, задумчивыми выражениями лиц, происходят в душных кабинетах, в то время как экшен в полях отброшен где-то на периферию сюжета.
Перед тем, как приступать к просмотру, нужно ясно это понимать, в противном случае сериал рискует показаться жутко скучным. Собственно, в определенной мере он таким и есть, поскольку рядом с интересными сценами (понятно, что для украинского зрителя наиболее интересной будет именно украинская арка) соседствуют откровенно скучные, а вместе с тревожными, действительно захватывающими сюжетными линиями сосуществуют лишние, такие, которые только отвлекают от основного повествования и еще больше запутывают зрителя.
Потерять нить рассказа здесь чрезвычайно просто.
В истории фигурирует множество действующих лиц разной степени важности и разных национальностей, притом разговаривают они то на английском, то на фарси, то на украинском, то на ломаном русском. Тревожные украинские реалии сменяются на сонный, как будто безразличный ко всему Лондон и наоборот. Из серых офисных помещений ЦРУ сюжет перескакивает в знакомые постсоветские, якобы белорусские, пейзажи (вроде непривлекательного здания с вывеской «Косметика “Светлана”»), которые на самом деле снимали в Таллине. Добавьте к этому нелинейность повествования, и тогда следить за всем, что происходит на экране, будет не так уж и просто.
При этом за личной жизнью главного героя в исполнении Фассбендера, то есть — романтической линией, а также его отношениями с дочерью Поппи, наблюдать куда менее интересно, чем за профессиональной. На фоне приключений Марсианина арка молодой оперативницы, которая должна «покорить» Тегеран, откровенно теряется и выглядит как пятое колесо в телеге. Понятно, что авторы старались быть приближенными к французскому хитовому первоисточнику, с прицелом на современную геополитику, но гармонично объединить все составляющие истории у них не вышло.
Но это вовсе не означает, что «Агентство» не стоит внимания. Иногда пространство в кадре становится настолько наэлектризованным, что кажется, будто от напряженной атмосферы сейчас лопнет экран, от которого в такие моменты просто невозможно оторваться (клифхенгеры в конце серий, к слову, хорошо работают).
За парнями под прикрытием на оккупированной территории действительно переживаешь. Среди них, а также всех этих звездных Ричардов Гиров и Фассбендеров, можно увидеть нашего Александра Рудинского, который с криком «Слава Украине, с*ки!», как и в скринлайф-триллере «Оставайся онлайн» (2023), отстреливается от проклятых оккупантов, на этот раз на вражеском КПП. Среди прочего будет здесь и «Вальгалла» — аналог ЧВК «Вагнер» с собственным лысым командиром, который, давайте без спойлеров, играет свою роль в сюжете. Способствует общей напряженности и соответствующий саундтрек, что дребежащими звуками подчеркивает нервозность той или иной ситуации.
Конечно, «Агентство» — далеко не откровение в жанре шпионского триллера. Сериал насыщен жанровыми клише, как, например, попытки главного героя при его работе иметь личную жизнь, или изнурительные проверки полевых агентов на прочность. А еще чередует реалистичные моменты с какими-то фантастическими, а захватывающие — с откровенно скучными. Если бы выжать из тяжеловесной истории самое интересное и поместить в более лаконичное повествование — было бы значительно лучше. Однако и в таком своем виде проекту есть что предложить заинтересованному зрителю.