Рубрики Обзоры

Рецензия на сериал «Укрытие» / Silo

Опубликовал
Денис Федорук

30 июня на платформе Apple TV+ вышел десятый, заключительный эпизод первого сезона сериала-антиутопии «Укрытие». Его сюжет основан на книжной серии Silo Хью Хауи, увидевшей свет в 2011 году. В рецензии ниже рассказываем, как авторам этой истории удается буквально вынудить зрителя прикипеть к экрану.

«Укрытие» / Silo

Жанр научно-фантастическая драма
Режиссеры Мортен Тильдум, Дэвид Семел, Берт и Берти
В ролях Ребекка Фергюсон, Коммон, Рашида Джонс, Тим Роббинс, Йен Глен, Сиенна Гиллори, Дэвид Ойелоуо
Премьера Apple TV+
Год выпуска 2023
Сайт IMDb

Будущее. После неопределенной глобальной катастрофы, отравившей воздух и сделавшей жизнь на поверхности Земли невозможной, остатки человечества укрылись в огромном многоэтажном бункере. Что стало причиной апокалипсиса, как и то, кто построил столь сложную подземную конструкцию — неизвестно. Очевидно только, что выйти наружу жители укрітия смогут как минимум нескоро.

Как и положено скованному определенными рамками обществу, жизнь в бункере проходит согласно правилам, записанным в уставе. Их никак нельзя нарушать. Тех, кто по каким-то причинам все же провинился (или сам изъявил желание выйти на улицу), ждет так называемая очистка — прогулка на поверхность, которая всегда заканчивается одинаково — гибелью.

А чтобы ни у кого не возникало сомнений по этому поводу, в столовой разместили впечатляющих размеров экран, передающий картинку с внешней камеры. На ней изображен всегда одинаковый и очень грустный пейзаж — опустошенная равнина с чахлым деревцем.

Местный шериф Холстон Беккер решает отправиться на поверхность вслед за погибшей женой. Но прежде он назначает своей преемницей ответственную инженерку Джульетту Николс. В этой должности женщина намерена выяснить обстоятельства гибели своего возлюбленного, восхищавшегося запрещенными мелочами вроде старой видеокамеры. Но чем глубже она погружается в опасное расследование, тем больше убеждается, что от жителей бункера скрывают некую страшную тайну.

«Укрытие» стало большим сериальным событием и привлекло много зрительского внимания. Это, безусловно, крайне удачный проект для Apple TV+, в отличие от многих его последних шоу, получавших в основном неудовлетворительные отзывы. Недаром еще до окончания первого сезона сериал продлили на второй.

Начинается рассказ неторопливо, постепенно погружая в водоворот будущих событий. Главная героиня в исполнении прекрасной Ребекки Фергюсон появляется в кадре только в конце дебютного эпизода. Впрочем, это совсем не мешает постоянно оставаться заинтересованным зрителем, ведь авторы строят повествование на тайнах, и секретах: здесь желание разобраться и выявить правду возникнет невольно.

Особо стоит обратить внимание, что создателям удается держать напряжение даже несмотря на стандартность сюжета. Он не готов предложить что-нибудь такое, чего бы поклонники жанра не видели раньше.

То есть ни о какой свежести взгляда на антиутопию не может быть и речи. Все необходимые составляющие (читай — типичные жанровые тропы) здесь на месте. Это и коварная ложь кукловодов у власти, и взгляд в сторону теории заговора, и социальная иерархия, и попытки выходцев из условного низшего класса противодействовать системе и т.д. Несмотря на этот досадный фактор, отвести взгляд от экрана практически невозможно. Да разберись ты уже с этим чертовым генератором, Джульетта!

Здешнее государственное устройство чем-то напоминает постсталинский совок. В бункере царит вроде уже не стопроцентный тоталитаризм, но, например, существует свой аналог КГБ, не допускающий каких-либо проявлений неповиновения и не пренебрегающий слежкой за гражданами, постоянными обысками и т.д.

Спад темпа повествования ощущается ближе к экватору сезона (у меня это произошло на шестом эпизоде, у кого-то, очевидно, раньше, но не суть важно). Трудно избавиться от мысли, что предложенную историю лучше бы вместить в привычные для современных мини-сериалов восемь, максимум девять эпизодов.

Склеить семейную драму здесь пытаются ч̶у̶т̶ь̶ ̶л̶и̶ ̶н̶е̶ ̶и̶з̶о̶л̶е̶н̶т̶о̶й флешбэками, а динамика заметно снижается. Но эти проседания совершенно не критичны, потому что после них уровень напряжения достигает максимальных оборотов.

Не боятся создатели и мультижанровости: вышеупомянутая драма соседствует с полицейским детективом, постапокалиптическая фантастика — с напряженным клаустрофобным триллером, а антиутопия в духе Оруэлла — с историей о любви. Есть как локальные интриги, так и глобальная, которую частично раскрывают в концовке. Каждый эпизод заканчивается определенным клиффхэнгером, мотивирующим продолжить просмотр.

Ребекка Фергюсон прекрасно справляется с ролью волевой женщины, которая решается бросить вызов системе. Иэн Глен играет отца Джульетты и напоминает доктора Айзекса из кинофраншизы «Обитель зла». Что интересно, благодаря роли Джилл Валентайн с ней же связана и Сиенна Гиллори, что перевоплотилась в мать главной героини.

Невозмутимый рэпер Коммон изображает того самого безэмоционального «КГБшника», но ничем не запоминается. Интересно выглядит Тим Роббинс, но во избежание спойлеров комментировать его выступление не будем.

«Укрытие» особенно выигрышно смотрится на фоне того сериального хлама, которым щедро одаривает зрителя 2023 год. Проект постепенно, но уверенно затягивает в хитросплетение сюжета, хорошо интригует и держит отличное напряжение.

Он почти не перегружен лишними арками, а в большинстве своем представляет достаточно простую историю, не предполагающую сюрпризов. Поэтому здесь точно не придется гадать, что символизирует ритуал с яблоком на похоронах — библейскую аллюзию или, может, отсылку стримингового сервиса к собственному бренду. Потому что иногда надкушенное яблоко — это просто надкушенное яблоко. Или нет?

Disqus Comments Loading...