Честно говоря, совсем не понятно, почему кто-то ожидал от Shadow of the Tomb Raider мистических откровений, совершенно новых игровых механик и жирной точки в конце трилогии перезапуска. Лично я ждал Tomb Raider / Rise of the Tomb Raider с нормальным сюжетом, обновленной графикой и новыми локациями. Что ж, я получил именно то, что хотел.
Жанр action/adventure
Платформы Windows, PlayStation 4, Xbox One
Языки английский, русский
Разработчик Eidos Montreal
Издатель Square Enix
Сайт Steam
Лара продолжает преследовать орден Троицы, и в этот раз судьба забрасывает ее в Мексику, где юная расхитительница гробниц, обожающая совать нос куда не следует, ненароком вызывает Апокалипсис. Да, самый настоящий. Внезапное наводнение, горы трупов и осознающая свою вину мисс Крофт рыдает над погибшими. Но девушка быстро берет себя в руки, пакует вещи и отправляется в Перу, чтобы разрушить еще парочку археологических памятников и попытаться хоть как-то помешать надвигающейся катастрофе. В Перу наш симпатичный адепт практической археологии надеется найти затерянный город майя (византийцы в Сибири вас, значит, не смущали?) и шкатулку к ножу, способному погубить весь мир. Само собой, самолет Лары попадает в бурю и терпит бедствие, а бедная девушка в который уже раз оказывается в джунглях наедине с дикими зверями. Что ж, вы знаете правила: лук в руки и вперед, на сбор ресурсов. Впрочем, достаточно быстро Лара выберется из джунглей и примется за привычное дело – исследование древних гробниц с сопутствующим нанесением им повреждений, не совместимых с дальнейшим функционированием.
Две предыдущие части Tomb Raider радовали нас одной из самых передовых на момент выхода картинок, да и сегодня обе игры выглядят очень даже прилично, но Shadow of the Tomb Raider – это действительно нечто. Временами игра выдает умопомрачительно красивые кадры, которые не стыдно распечатать в большом разрешении и повесить на стену. Конечно, все красоты увидят только обладатели новомодных NVIDIA Geforce RTX (какие именно эффекты появятся в играх и как это работает, можно почитать в статье Сергея Светличного «NVIDIA Turing: еще один шаг к кинореализму в играх»), но и на GeForce GTX 1060 игра выглядит просто прекрасно, радуя вполне приличными 50-60 fps на максимальных настройках. Конечно, в связи со спецификой локаций здесь слишком много зеленого и коричневого, но интерьеры храмов, костюмы людей и фрески радуют и сочными цветами. Что же до джунглей, то в Shadow of the Tomb Raider авторам удалось реализовать действительно пугающе красивые чащи, проблема лишь в том, что коридорная структура уровней не создает впечатление настоящего леса.
Как всегда, особое внимание авторы уделяют роликам на движке, в которых немного злоупотребляют крупными планами, эффектом глубины резкости и сменой фокуса. Но, учитывая, что лицевая анимация в новой игре стала еще лучше, смотреть на эти вставки и на меняющиеся на лице Лары эмоции действительно приятно. Да, Рианну Пратчетт наконец-то отстранили от сценария, так что теперь мисс Крофт не несет полную чушь, все ее действия и слова выглядят вполне логично. Да и в окружении стало меньше откровенной клюквы. В кои-то веки у игры про расхитительницу гробниц вменяемый сюжет, ну по крайней мере на фоне предыдущих частей.
Возвращаясь к графике и лесам Центральной Америки. Новая широкоразрекламированная фишка игры – система хабов, городов, являющихся своеобразными центрами каждого из регионов игры. В хабы придется возвращаться по сюжету, здесь находятся торговцы, можно пообщаться с местными жителями, которые рады выдать месторасположение сокровищ, склепов и гробниц, здесь же можно взять побочные квесты. Впрочем, на всю игру таких квестов разве что с десяток и каждый из них вряд ли займет вас больше чем на 10-15 минут. Зато наградой за выполнение будет редкое снаряжение.
Крупнейший из хабов – затерянный город Пайтити, и это действительно большое поселение, размером с Кирену в той же Assassin’s Creed Origins. Несколько огромных храмов, гробницы, жилище крестьян, рыночная площадь, казармы, место жертвоприношений — здесь можно и заблудиться. Впрочем, особо заняться в городе нечем, разве что собирать ресурсы и отыскивать очередные секреты. И Пайтити, и сама система хабов выглядит сейчас как некий промежуточный этап, проба пера перед чем-то большим – возможно, перед переводом серии в новый формат. Так что давайте надеяться, что Shadow of the Tomb Raider — это последняя игра про Лару Крофт с коридорной системой уровней. Square Enix и Crystal Dynamics/Eidos пора перестать бояться и наконец-то выпустить легендарного археолога на свободу, в открытый мир. В конце концов, у Assassin’s Creed Origins отлично получилось сочетать живой мир с нескриптованными боями и исследованием гробниц. Было бы очень интересно посмотреть на Tomb Raider в формате RPG с открытым миром, в котором Лара исследует артефакты, расспрашивает местных, ищет подсказки, продает найденные реликвии на аукционе и, конечно же, исследует древние руины.
Исследование руин – лучшее, что есть в серии Tomb Raider, и Shadow of the Tomb Raider в данном плане не снижает планку. Конечно, самые интересные гробницы оказались в числе сюжетных, но и среди необязательных для посещения руин попадаются неплохие экземпляры. Загадки здесь традиционно не очень сложные, акробатика вполне терпимая, зато в качестве наград полагаются дополнительные умения Лары. Отлично осознавая сильные стороны своего проекта, в рамках Season Pass авторы обещают добавить еще девять гробниц плюс новые режимы прохождения старых заданий. Еще один тип подземелий, которые вы можете посетить – склепы, они намного меньше гробниц, а наградой за прохождение здесь являются элементы дополнительных костюмов Лары.
Да, собственно одежек и крафтинга в Shadow of the Tomb Raider стало больше, причем элементы костюмов теперь приносят дополнительные бонусы – тихий шаг, увеличенный сбор ресурсов, защиту от повреждений и т.д. В этот раз никаких армейских свитеров и бронежилетов, только национальные костюмы, плюс пару скинов классической угловатой Лары из Tomb Raider 2 и Tomb Raider: The Angel of Darkness, для особых извращенцев. Особенно Ларе идут накидки из перьев и одежда царственного дома Пайтити – туника голубой цапли. Для улучшения оружия и пошива костюмов вам понадобятся ресурсы, и в этот раз их стало как-то слишком уж много. Если включить звериное зрение, то весь лес буквально вспыхнет подсвеченными объектами, кустами, которые можно оборвать, деревяшками, которые стоит подобрать, туесками с секретами, потерянными документами и пр. – просто праздник для барахольщика какой-то. Да, подсветку предметов и подсказки активных зон теперь можно отключить, отдельно настраивая сложность боя и исследований, но будем честными, уровень сложности в игре меняют в лучшем случае 1% игроков, большинство предпочитает настройки по умолчанию, по крайней мере, для первого прохождения.
Уделив такое внимание исследованию мира, сбору ресурсов и решению головоломок, авторы, кажется, забыли про первую составляющую жанра action/adventure. За все прохождение вам придется драться где-то с десяток раз, причем в большинстве случаев легко обойтись луком по умолчанию и ножом: все эти дополнительные стволы, которые можно купить у торговцев, а затем прокачать до упора, выглядят просто лишними. Причем о том, что сейчас начнется action-эпизод, легко догадаться по наличию на уровне кустов и заросших стен, в листве которых Лара может прятаться. Вооруженная одним ножом и что твой Шварценеггер обмазанная грязью, чтобы не засек тепловизор, Лара легко справляется не только с местными бандитами, но и с тяжеловооруженными спецназовцами.
И, кстати, теперь наша героиня совсем не плачет над убитыми. Ближе к концу игры озлобленная Лара превращается в карающего мстителя, почти монстра, уничтожающего всех на своем пути. Похоже, это именно та темная сторона, тень, о которой говорится в названии. Вообще, размышления на тему «все ли правильно я делаю», «почему вокруг меня все умирают» и «может, не стоит хватать руками неизвестные предметы» пронизывают всю игру. Лара комплексует и теряет веру в себя, слава богу, что рядом есть незаменимый Иона, который поддерживает девушку.
Традиционно у Shadow of the Tomb Raider есть некоторые проблемы с сочетанием геймплея и нарративных механик. Страшно переживающая о грядущем солнечном затмении и конце света Лара может отправиться исследовать совершенно второстепенный склеп, охотиться на волков или искать игральные кости для местного мальчишки. Только что рыдавшая о погибшем по ее вине мальчике Лара уходит собирать ингредиенты для нового костюма. Рассказывающие о полной изолированности своего тайного города жители Пайтити не прочь продать вам автомат и патроны. И т.д. и т.п. Да, это условности игрового мира, но можно было бы все-таки обыграть их как-то более изящно.
Да, в Shadow of the Tomb Raider на самом деле до обидного мало нововведений. Да, игра порой наступает на те же самые грабли, что и предыдущие части. Да, она не стала чем-то большим, чем очередной, похожей на предыдущие, частью серии. Но это все же невероятно красивая, хорошо сделанная игра с доведенными до ума механиками и симпатичным персонажем. И еще это неплохой задел для четвертой части, которая, мы продолжаем на это надеяться, даст Ларе настоящую свободу.
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.