Рубрики Military TechСтатьи

Современная война на воде: лодки, мини-субмарины и морские дроны

Опубликовал
Ирина Тесленко

В ночь с 31 января на 1 февраля ГУР провели успешную операцию и уничтожили ракетный катер «Ивановец» Черноморского флота. Стоимость уничтоженного судна варьируется от 60 до 70 миллионов долларов, а экипаж состоит из 40 человек. Это один из многих морских трофеев во время полномасштабной войны с Россией. А благодаря новым разработкам количество судов вражеского флота будет только сокращаться. Далее рассказываем как воюют современные армии на воде, из чего состоит флот и какой опыт имеет украинская армия.

История морских сражений

Проведение военных операций на суше и воде имеют сильные различия. Во-первых, на суше военные действуют в разной местности при разном рельефе (пустыня, горы, леса). В зависимости от этого выбирают и необходимую технику, и средства маскировки, а вот на воде операции проводятся на больших открытых пространствах. Это увеличивает уязвимость от атак как с воздуха, так и от подводных вражеских сил. Несмотря на различия, человечество училось воевать в любых условиях, а потому история знает много великих битв, а география некоторых стран сделала их лидерами в военно-морской сфере.

Например, Великобритания имеет долгую и выдающуюся историю флота, который во времена империи был одним из крупнейших в мире. Именно британский флот играл колоссальную роль в истории Европы, участвуя в крупных морских битвах как Трафальгарская 1805 года. Во время Первой мировой Британия неоднократно демонстрировала доминирование в море, ведь выиграла у немцев Фолклендский бой и вышла без поражения из крупнейшей в мировой истории морской битвы, которая известна под названием Ютландская. В ней участвовало 249 боевых кораблей с обеих сторон, а сама битва длилась с 31 мая по 1 июня 1916 года.

На сегодня наиболее технологически развитым флотом называют силы Соединенных Штатов, которые после Второй мировой войны считаются ключевым игроком на мировой морской арене. По сравнениям экспертов, весь Черноморский флот врага равен мощности одного американского эсминца, которых сейчас насчитывается около 70 штук типа Arleigh Burke. В современной истории морские операции проводятся в разных частях света. Например, в операции НАТО «Океанский щит» в Аденском заливе которая была нацелена на противодействие пиратам, участие принимал даже украинский фрегат «Гетман Сагайдачный» в 2009 году. Во время полномасштабного вторжения Силы обороны Украины также проводят успешные операции против врага, по данным СМИ только за 2023 год было уничтожено шесть кораблей и катеров Черноморского флота, а наиболее ценной потерей для врага стала ликвидация крейсера «Москва» весной 2022 года. Тогда флагман российского флота был поражен ракетами украинского производства «Нептун» и пошел на дно при попытке буксировки.

Важно отметить, что потеря «Москвы» является не только важной военной победой, но и символическим событием для мировой истории, ведь уничтожение корабля такого уровня в последний раз произошло в 1982 году во время вооруженного противостояния Великобритании и Аргентины, когда королевский флот уничтожил аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». А также это стало первой большой потерей флота именно для россиян с 1941 года, когда немецкие бомбардировщики уничтожили линкор «Марат».

Онлайн-курс "Тестування API" від robot_dreams.
Навчіться працювати з API на просунутому рівні та проводити навантажувальні тестування, щоб виявляти потенційні проблеми на ранніх етапах розробки.
Програма курсу і реєстрація

Другими крупными трофеями украинских сил стали большой десантный корабль «Минск», «Новочеркасск», подводная лодка «Ростов-на-Дону», малый ракетный корабль «Аскольд» и уже упомянутый ранее ракетный катер «Ивановец». По словам Министра обороны Великобритании только за четыре месяца 2023 года было уничтожено 20% Черноморского флота.

Современное оружие

В морских операциях от военных действий на суше отличается не только логистика или обеспечение сил, но и средства, которые используют военные. На сегодня современные армии обладают мощным арсеналом и строят различные типы судов.

Например, авианосцы и крейсеры используются как базы для морской авиации и несут боевое дежурство в разных частях океанов. Ракетные эсминцы и фрегаты работают платформами для ракетных систем и способны поражать различные цели. Например, Соединенные Штаты Америки осуществляют переброску крупных авианосцев ближе к берегам Израиля после нападения на страну боевиками ХАМАС 7 октября. Меньшими, но не менее важными на службе выступают корветы и катера. Это более скоростные суда, которые также переносят вооружение и выполняют различные миссии патрулирования и охраны. Важно, что военные способны действовать не только на, но и под водой, ведь в состав современных морских сил входят подводные лодки, которые используются для разведки и активной борьбы.

В технологическом поле более интересным остается создание маленьких подводных лодок. О мини субмаринах довольно долго идут дискуссии, например еще в 2018 году Британия выделила средства на приобретение подобных аппаратов от Teledyne Brown Engineering — американской компании, которая производит субмарины для морских котиков США.

Во Франции на вооружении используются подводные лодки типа Скорпен. Это совместная разработка Франции и Испании — дизель-электрическая ударная подводная лодка, которая идеально подходит для выполнения оперативных задач. Считается достаточно выносливой и адаптированной для операций на мелководье, выполняет весь спектр миссий как для наступательных действий, так и сбора разведданных. Над морскими беспилотными аппаратами также активно работает military-tech. В Международном институте стратегических исследований (IISS) утверждают, что в мире по состоянию на 2023 год насчитывается 134 типа морских БпЛА (117 — серийные разработки, 17 — экспериментальные, но пригодные для операций). В Стамбуле во время оборонной выставки IDEF 2023 компания Dearsan продемонстрировала целый ряд своих проектов — малую подводную лодку LCSUB для высадки морского десанта, малую ударную субмарину HDA-700, малую подводную лодку AMT SEAL SUB для Сил специальных операций и беспилотный вариант под названием XLUUV.

Все подобные разработки являются довольно инновационными, однако готовыми к коммерческому заказу оказались другие образцы дронов-камикадзе — ULAQ KAMA от турецкой METEKSAN и ARES Shipyard. Сфера применения этих дронов не ограничивается в непосредственных атаках на морские цели, ведь они могут использоваться для патрулирования или ведения разведки. Это наводит на мысль, что если на суше охраной границ могут заниматься автоматические турели, то на воде могут «дежурить» морские дроны?

Украинские разработки

История украинских ВМС довольно сложная, но военное мастерство украинцев было известно еще с казацких времен. Чего только стоит история легендарных боевых кораблей под названием «Чайка». Они использовались для быстрого передвижения по рекам и озерам, а также для осуществления молниеносных нападений на корабли противника. В Запорожье в музее хранится отреставрированный экспонат настоящей Чайки, которую подняли со дна Днепра в 2004 году.

Современная история ВМС ВСУ началась после получения Украиной Независимости, а первое боевое судно на службе Украина получила в результате мятежа. В июле 1992 года капитан-лейтенант Сергей Настенко под руководством командира экипажа Николая Жибарева перегнал с базы на озере Донузлав в Одессу сторожевой корабль СКР-112. А те суда, которые официально получила Украина в 1997 году как советское наследство, были заброшенными и не готовыми к выходу в море, хотя и их количество казалось большим: большая подводная лодка «Запорожье» (Б-435), три фрегата — «Севастополь», «Днепропетровск», «Николаев», корветы «Одесса» и «Сумы», морские тральщики «Черкассы» и «Желтые Воды», три ракетных катера и тому подобное. До начала российско-украинской войны на вооружении находились 1 фрегат, 5 корветы 3 тральщика, 2 десантные корабли, 1 подводная лодка 49 вспомогательных кораблей.

Однако в течение первого года полномасштабного вторжения в ВМС Украины поступил на службу корвет «Гетман Иван Мазепа» который строился в Турции, а также осенью 2022 года впервые были применены безэкипажные катера. На сегодня мы уже имеем три поколения морских дронов, которые показывают невероятные результаты работы. В июле 2023 года на оборонной выставке в Турции был представлен MAGURA V5 а представителем третьего поколения является дрон Sea baby. В комментариях от Службы Безопасности Украины именно «Морские малыши» делают больно Крымскому мосту, поразили десантный корабль «Оленегорский Горняк» и танкер SIG. Однако враг должен бояться не только украинских дронов, ведь операция ГУР по освобождению нефтедобывающих платформ, которые более известны как «вышки Бойко», проводилась с применением скоростных катеров. Мало того, что операция была успешной и платформы были освобождены от оккупантов, разведчики еще и вступили в бой с боевым истребителем Су-30, используя против него ПЗРК. Кроме того, что украинцы мастерски применяют имеющееся вооружение, так и есть те, кто создает новые средства и аппараты для борьбы. Например, сейчас изобретатели ищут инвестиции на производство лодки Штормовая лодка. Он предназначен для транспортировки личного состава и груза, имеет герметичный корпус из кевлара и способен вместить до 14 человек личного состава или до 2 тонн груза.

В конструкции лодки предусматривается 6 люков для посадки и высадки экипажа, а благодаря системе внешних камер военные будут сохранять возможность обзора на 360 градусов. Форма и материал обеспечивают защиту экипажа во время транспортировки, а система автопилота и наблюдения позволит минимизировать риски для личного состава. При этом небольшой вес и габариты упрощают транспортировку самой лодки с помощью прицепа или легкового автомобиля. На платформе Brave Inventors можно найти даже «современного родственника» Чайки — каяки военного назначения «Полоз». Их производством занимается предприятие с многолетним стажем «Адамант Верфь», которое создавало как небольшие лодки и каноэ, так и катера и яхты. Каяк кажется специфическим судном, однако он достаточно эффективное средство, особенно для тяжелых условий ведения боя. На сегодня создана версия каяка для перевозки трех человек или двух членов экипажа и багажа. Общая грузоподъемность судна составляет от 480 до 600 кг, а в зависимости от задач каяк может оборудоваться пулеметом калибра 7.62 или 40 мм гранатометом. В движение каяк приводится либо мышечной силой (веслами) либо электромотором с защитой от столкновения с камнями, бетоном зарослями.

Производитель отмечает, что сам каяк прост в транспортировке и позволяет выполнять широкий спектр боевых задач: миссии патрулирования и охраны, разведки, картографирования, эвакуации, десантирования на воду с высоты 5-10 м. Каяк выдерживает многократное десантирование с парашютом или сброс без парашюта с вертолета в район выполнения миссии с высоты более 10 метров, а благодаря высокому уровню теплоизоляции может использоваться в арктических условиях. Над разработкой предприятие работало совместно со спецназовцами, которые помогали улучшать техническую составляющую «Полоза», а инженеры реализовали требования к функциональности и бесшумности в готовом результате — «Полозы» уже успели продемонстрировать свою эффективность во время операции на реке Оскол.

А вот на этапе прототипирования находится целая плавучая опора. Из композитобетона и полимербетона украинцы создали проект понтона — плавсредства, которое предназначено для наведения переправ и транспортировки любой техники через реки. Эта разработка требует вдвое меньше персонала для установки, не требует трала для перемещения секции переправы и тягача для доставки. Понтон более эффективен на слабых грунтах, создает меньше шума и спускается на воду без участия спецтехники.

Выводы

В интервью иностранным СМИ Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный сказал: «Наш боевой опыт, особенно с 2022 года, является уникальным — но в интересах победы мы должны постоянно искать новые пути и новые возможности, которые помогут нам получить преимущество над врагом».

Украинская армия не первый год демонстрирует боевое мастерство, а украинские инженеры — высший класс изобретательности. Когда страна без развитого флота уничтожила 20% вражеского флота — это уже историческое событие. А когда Черноморский флот станет полностью подводным — это станет исторической справедливостью.

Disqus Comments Loading...