Да, это электрический кроссовер Tesla Model Y и он уже в Украине! Познакомиться с важнейшей новинкой удалось на полгода раньше даже самых оптимистичных ожиданий. Забегая вперед: электрокар понравился. Но стоит ли Tesla Model Y запрашиваемой цены в $76 тыс.? Или то, что электрокар понравился – это эмоции от первой встречи? Разберемся в детальном знакомстве с кроссовером Tesla Model Y, попутно вспоминая седан Tesla Model 3.
Содержание
Первые упоминания про электрический кроссовер Tesla Model Y датируются 2015-2016 гг.: тогда Илон Маск порой обещал двери Falcon Wings, раздумывал о собственной платформе для новинки, рассказывал о новом заводе. Однако победил прагматизм и желание поскорее запустить электрокар в производство: кроссовер Tesla Model Y построен с использованием компонентов Tesla Model 3 (два электромобиля технически родственники на 75%), задние двери выполнены обычным способом, а первый экземпляр Tesla Model Y приехал из США. Что, впрочем, не отменяет факта: Tesla Model Y – это полностью самостоятельная модель.
Прежде всего, электрический кроссовер Tesla Model Y оказывается несколько крупнее седана Tesla Model 3 по габаритам. Так, длина составляет 4,75 м, ширина равна 1,92 м, а больше всего отличается высота кузова – 1,62 м. Плюс кроссовер получил 2,89-метровую колесную базу и 17-сантиметровый клиренс (167 мм, если точно). При этом оба автомобиля максимально похожи спереди и сзади – не ровен час их спутать: похожи фары и фонари, схожие обводы переднего бампера и гладкого капота, лишь задний бампер слегка изменился в нижней части. При взгляде на боковину отличия более заметны. Прежде всего, сразу заметен более высокий «купол» крыши. Кроме того, кроссовер Tesla Model Y получил приметные увеличенные окошки сзади. Пожалуй, пригодятся для пассажиров третьего ряда. Да-да, производитель заявляет для Tesla Model Y опциональный 7-местный салон, что также выделяет кроссовер на фоне седана.
Электрический кроссовер Tesla Model Y чуть больше (а главное – выше), чем седан Tesla Model 3, хотя визуально очень похож: обтекаемые формы кузова, схожие фары и фонари. Клиренс почти в 17 см и полный привод (фирменное обозначение Dual Motor) еще не превращают Tesla Model Y в «проходимца» но явно делают кроссовер более универсальным транспортом на плохих дорогах или в условиях снежной зимы. Запоминающаяся деталь – подпружиненные дверные ручки.
Передняя панель также практически идентична Tesla Model 3: массивная деревянная вставка, горизонтальный 15-дюймовый дисплей, отсутствие привычных приборов и дефлекторов вентиляции. Вместо последних – щель во всю ширину салона, через которую подается воздух. Похожи передние сиденья и дверные карты в стиле «минимализм»: нейтрально-серая цветовая гамма, вставка из алькантары, кнопки с черной глянцевой отделкой. Много глянца и на центральной консоли – два вместительных бокса прикрыты крышками с микролифтом. В целом: все знакомо и узнаваемо относительно Tesla Model 3.
Но стоит лишь пересесть назад – и вы сразу увидите разницу. Даже не так: не увидите – а почувствуете. Своими ногами и ступнями, для которых наконец предложено вдоволь места. В который раз утверждаю: кузов «кроссовер» оптимален для электромобиля с аккумулятором в днище. Так можно обеспечить более высокую посадку для пассажиров второго ряда, установить передние кресла повыше – и, как результат, выиграть место для ног, коленей, ступней. Вот вам первое важное преимущество кроссовера над седаном Tesla Model 3. А если добавить панорамную крышу, регулировку заднего дивана по углу наклона, дефлекторы вентиляции и подогрев для пассажиров, то электрокар Tesla Model Y и вовсе выглядит хорошистом. Вот только – снова «минимализм». Не видите на фото кнопок подогрева дивана? Их нет: управление подогревом дивана сзади осуществляется через центральный дисплей в передней части салона. В этом есть и преимущества и недостатки. Минус – пассажиры не могут сами включать/отключать подогрев. Плюс – водителю удобно выключать подогрев: к примеру, после того, как высадил детей у школы.
Теперь второе важное преимущество Tesla Model Y и его типа кузова: багажник. Покатая задняя дверь поднимается высоко и открывает огромный проем, через который в багажник удобно грузить крупногабаритные вещи. При 5-местном салоне объем багажника составляет около 500 литров, а если сложит второй ряд сидений – то получите 1 926 литров. Плюс две ниши в подполье (для зарядных проводов или набора автомобилиста), плюс электропривод крышки багажника, плюс кнопки складывания задних сидений… Еще бы шторка багажника не помешала – а вот ее как раз и нет. Зато есть второй маленький багажник под капотом.
Узнаваемая передняя панель с двумя запоминающимися деталями: огромным 15-дюймоавым дисплеем и массивной вставкой из шлифованного дерева. Все это уже видели на примере Tesla Model 3. А вот в задней части кроссовер заметно отличается – и явно в лучшую сторону: больше запас места для ног, большой багажник с огромным погрузочным проемом. Плюс внимание к мелочам: подогрев задних сидений, регулировка угла наклона спинки, дефлекторы вентиляции, ниши под мелочевку, электропривод крышки…
Именно эти три определения позволяют максимально точно описать езду на электрокаре Tesla Model Y: он плавно разгоняется, ускорение сливается в едином потоке, неделимом какими-либо передачами в трансмиссии. В тоже время, Model Y умеет «пульнуть» – все-таки разгон до «сотни» в пределах пяти секунд! Если прижать педаль акселератора в пол, то кроссовер ощутимо впечатает тело в сиденье. Впрочем, подобным на мощном электрокаре Tesla уже не удивишь. А вот хорошим комфортом – вполне. После сбитой и жестковатой Tesla Model 3, кроссовер Tesla Model Y воспринимается заметно более комфортным и расслабленным. Он мягко и тихо проезжает многие ямы и неровности дороги, не боится выступов срезанного асфальта – даже на 20-дюймовых дисках и низкопрофильных шинах. С учетом высоты, все это привело к небольшой раскачке кузова: что поперечной (при поворотах), что продольной (при разгонах/торможениях) – помнится, Tesla Model 3 ехала более собранно. Не сказать, чтобы Model Y превратился в совсем уж увальня, он вполне нормально управляется, реагирует на поворот руля, здесь нет заминок или пауз в движениях. Просто стал мягче по подвеске. В любом случае: улучшенный комфорт все компенсирует, особенно с учетом наших дорог, да возросшего клиренса. Кроссовер Tesla Model Y явно целится на статус более универсального электрокара «для семьи и плохих дорог» – и вполне соответствует подобным ожиданиям.
А еще порадовала логика управления во второстепенных процессах, на которые изначально не обращаешь внимание. К примеру, предусмотрено всего две степени управления рекуперацией – но это достаточно: замедление и управление рекуперацией оказывается естественным, все контролируется нажатием педали тормоза. Полностью стираются переходные процессы между замедлением при помощи электромоторов или при помощи штатных тормозов. Еще пример: автопилот работает на городских улицах, замечает маленькие автомобили и крупные автобусы, понимает границы своего ряда, видит сигналы светофора, аккуратно притормаживает. Для его активации достаточно лишь легкого касания подрулевого селектора с привычными позициями «P-R-N-D»: вот качнул один раз в D (Drive) чтобы просто ехать, вот еще раз – и катишься на автопилоте.
Электрокар предлагает несколько настроек движения (резкость в реакциях электромотора, интенсивность рекуперации) – но в любом случае процесс управления и езды выходит… «естественным», что ли: впервые оказавшись за рулем кроссовера Tesla Model Y, спустя пять минут ничего не напрягает. Подготовка под автопилот имеется всегда, однако полностью система (12 датчиков, восемь камер, 360-градусный обзор) начинает работать лишь при заказе отдельного пакета-опции – о цене расскажу ниже.
Героем данной статьи стал кроссовер Tesla Model Y Long Range Dual Motor. Сегодня компания Tesla не дает точных данных о емкости аккумулятора или мощности электромотора, но все-таки постараемся расшифровать полное названия модели. В данном случае Long Range означает использование аккумулятора емкостью примерно 75 кВтч. А приставка Dual Motor означает наличие двух электромоторов и полный привод – суммарная отдача составляет около 351-354 л.с. (260 кВт) и порядка 527-530 Нм. Зато производитель заявляет точную динамику, максимальную скорость, а также запас хода: разгон 0-100 км/ч занимает 5,1 секунды, максимум 217 км/ч, запас хода 509 км (ЕРА). Электрокар получает зарядное устройство мощность порядка 10 кВт (1-фазный переменный ток АС), а также может подзаряжаться от быстрых зарядок Supercharger (постоянный ток DC) – максимум до 120 кВт. В итоге для полной зарядки аккумулятора необходимо 7-8 часов (при питании от зарядной станции мощностью 10-20 кВт) или даже 20-35 часов (при питании от обычной розетки). Однако если найдете мощную «скоростную» зарядную станцию, то зарядить аккумулятор до 80% можно примерно за 40-60 минут. Наконец, последние важные цифры: электрокар в данном исполнении весит 1 950 кг.
Электромобиль в статье – это одна из четырех версий Model Y, самая «оптимальная» и «центровая». На уровень выше расположена модификация Performance: аналогичная батарея, схожий запас хода, выше цена, разгон 0-100 км/ч за 3,5 секунды, спорт-подвеска и тормоза. На ступеньку ниже находится исполнение Long Range: также идентичный аккумулятор, ниже ценник, меньше мощность, только задний привод. Наконец, базовый кроссовер Standard Range предложит уменьшенную мощность и емкость аккумулятора, но также предложит и заметно сниженный ценник – но его производство стартует лишь в начале 2021 года. Аналогично в 2021 году начнут производиться кроссоверы Tesla Model Y для европейского рынка, до тех пор – только «американцы». От выбора версий и различных опций напрямую зависит не только ценник электромобиля, но также возможность его быстрой покупки и доставки в Украину. И вот почему…
История кроссовера Tesla Model Y, который стал героем данной статьи, показательна для понимания нынешнего рынка вокруг данной модели. Этот кроссовер был заказан в первый же день, когда были открыты заявки на электрокар Model Y. Специально решили заказывать версию не Performance, но максимальную по оснащению: большие колеса, полный привод, краска «перламутр». Электромобиль был готов на заводе в США в марте, забрать и поставить его на корабль для доставки в Украину удалось лишь в апреле (из-за карантинных ограничений). Затем электрокар пересек Атлантику и прибыл в Германию в мае. Наконец, последний этап: перевозка в Украину и оформление на таможне – это заняло еще месяц. В итоге с начала июня именно этот электрокар Tesla Model Y представлен в салоне OLMAKS GROUP и продается за $76 тыс.
Для сравнения: второй экземпляр Tesla Model Y, заказанный спустя три минуты, компания-продавец получает с завода в США только сейчас (и еще месяц нужен на доставку в Украину). Второй кроссовер Tesla Model Y имеет 19-дюймовые колесные диски, обошелся без полного автопилота, но в итоге должен выйти по цене около $65 тыс. уже в Украине «под ключ» (с доставкой и оформлением). Это информация для понимания срока поставок в Украину.
Есть небольшие нюансы с заказами: к примеру, из-за карантина появился ряд свободных электромобилей, на которые ранее были оформлены предварительные заказы в США – разные версии, оснащение, цвет кузова. Подходящий вариант можно найти за 3-4 недели. Еще месяц занимает доставка в Украину и таможенная очистка. В итоге: из того списка, что есть свободного на складе в США, покупка и доставка в Украину займет два месяца. Если заказывать электромобиль «под себя» у завода-производителя, то придется ждать в разы дольше. А если «целиться» на европейскую версию – то и вовсе до 2021 года.
Тестовый электромобиль Tesla Model Y был оснащен двумя самыми дорогими опциями – графитовые 20-дюймовые колесные диски Induction и система автопилота Full Self—Driving Computer. Если не «разгоняться» с опциями, если выбрать цвет без доплаты, если везти электромобиль без спешки – то можно сберечь почти $10 тыс. от вышеуказанной цены. В итоге электрический кроссовер Tesla Model Y в аналогичном исполнении Long Range Dual Motor уже по наличии в Украине может обойтись в $65-70 тыс. (в зависимости от опций). Хотя даже за такие деньги, кроссовер Tesla Model Y не обошли замечания к качеству сборки: к примеру, вот неровный стык молдинга окон.
Итоги будут непростыми, но постарайтесь понять ход моих мыслей. Во-первых, электрокар Tesla Model Y очень сложно сравнивать с моделями Audi e-tron, Mercedes EQC, Jaguar I-Pace. Номинально они практически прямые конкуренты, но в реальности у них совершенно разные сильные стороны, на которые они делают ставку. Европейские модели ориентируются на качество сборки и проработку салона. Плюс Audi – это про комфорт и простор, Jaguar – про спортивность, а Mercedes – удачная середина между ними. На этом фоне Tesla делает ставку на электротехническую часть. При меньшей емкости аккумулятора получаем сравнимый запас хода или даже больше: потому что расход энергии меньше. При меньше мощности электромоторов получаем сравнимую динамику: потому что вся конструкция легче. Использование высоко-мощных зарядных устройств означает быструю зарядку АКБ, а управления разгоном и рекуперацией энергии одновременно и проще, и удобнее, и логичнее. Одной фразой: электрокар Tesla Model Y – это для тех, кому автопилот важнее выбора типа кожи. И подобный подход характерен для всех электрокаров Tesla вообще.
Во-вторых, если говорить о линейке моделей Tesla, то именно кроссовер Model Y оказывается «золотой серединой». Да, при ценнике $76 тыс. середина и правда выходит золотая. Но вспомните историю первой «тройки»: плата за новизну всегда присутствует, однако позже ценник опускается до адекватного рыночного уровня. Жду подобного и для кроссовера Tesla Model Y, после чего он обязательно станет популярен – и в мире, и в Украине. Ведь в остальном кроссовер явно удался: узнаваемый дизайн, оптимальные размеры, просторный салон, достойная динамика, хороший комфорт, удобный багажник. Пожалуй, скажу: новинка – это лучший электрокар компании для массового рынка. Да, даже вот так.