У Disney было все: узнаваемый сюжет сказки Эрнста Гофмана, либретто Мариуса Петипа и гениальная музыка Петра Ильича Чайковского, актеры мирового уровня и приглашенные звезды балета. И что же сделала из подобных шикарных ингредиентов студия, собаку съевшая на сказках и мюзиклах? Правильно, совершенно беззубый, приторно политкорректный показ мод в эклектических декорациях.
Жанр сказка, балет
Режиссеры Лассе Халльстрём, Джо Джонстон
В ролях Маккензи Фой (Клара Штальбаум), Мэттью Макфэдьен (Бенджамин Штальбаум), Морган Фримен (Дроссельмейер), Джейден Фовора-Найт (капитан Филип Хоффман, Щелкунчик), Хелен Миррен (матушка Коржик), Кира Найтли (Карамель) и др.
Студии Walt Disney Pictures
Год выпуска 2018
Сайты IMDb
Сначала сценаристы покромсали классический сюжет Гофмана. В целом адаптация продуктов других медиа под киноформат – это нормальная практика, вопрос в том, сколько в итоге останется от оригинала. Для затравки авторы The Nutcracker and the Four Realms решили убить одного из родителей Клары и Фрица, чтобы показать, как девочка, а в фильме уже девушка, скучает по маме и переживает потерю. Хорошо, тема потери близкого и того, как разные люди переживают горе – одна из важнейших в искусстве.
Но на этом сценаристы не остановились. Пусть Клару обижает не ее собственный брат, ведь буллинг в любой форме это нетолерантно и вообще ай-яй-яй, пусть Клару обижает… сама Клара. Гениально! В итоге в фильме вообще нет антагониста, ведь тот, что есть, это просто плод фантазии девушки, а мучает ее на самом деле чувство вины перед отцом.
Ну и чтобы добить сюжет, давайте заменим крыс на милых смышлёных мышек, почти как в «Золушке», а романтическую линию и вовсе вычеркнем, зачем в детском фильме любовь, эротика и вот это вот все… В итоге никакого противостояния с Крысиным королем здесь нет, Клара не влюбляется в своего спасителя и вообще Щелкунчик в фильме, который называется, кажется, «Щелкунчик» – один из второстепенных персонажей. Браво, Disney, просто браво!
Ну и чтобы добить фильм наверняка, давайте уберем из него балетные номера. Явно театральные декорации и костюмы оставим, а вот балет… да кому он вообще интересен. В итоге в фильме, который является адаптацией балета, всего три танцевальных номера, причем один из них идет во время финальных титров, фоном к фамилиям исполнителей. И это при том, что для участия в картине пригласили таких звездных танцовщиков, как Сергей Полунин и Мисти Коперлэнд. Брависсимо, Disney!
Ладно, но ведь бессмертную, завораживающую музыку Чайковского испортить нельзя, правда? Да, нельзя, Чайковский действительно великолепен, вот только кому пришла в голову мысль поручить подмастерьям дополнять гения? Зачем эти нелепые, совершенно не вяжущиеся с основными музыкальными темами вставки? Да, мы понимаем, что в современном фильме музыка должна начинаться на первой минуте и заканчиваться на последней, ну так и возьмите что-то из оригинала, благо балет идет почти 2 часа.
А что у нас с актерской игрой? К сожалению, ничего, потому что приглашенным звездам здесь нечего играть. Ладно Щелкунчик, роль которого исполняет молодой чернокожий актер Джейден Фовора-Найт, получился неубедительным, он здесь на вторых ролях. Но таким мэтрам как Хелен Миррен, Морган Фримен, Кира Найтли и Мэттью Макфэдьен просто негде развернуться – их персонажи оказались удручающе плоскими и неинтересными. Да, Найтли умудряется буквально двумя улыбками преобразить своего персонажа, переместив его на другой край спектра, но это, пожалуй, и все. Что же до исполнительницы главной роли Маккензи Фой, то, кажется все, что от нее требовалось – быть похожей на молодую Энн Хэтэуэй, с этой задачей она отлично справилась.
А еще Маккензи Фой отлично выглядит в роли модели. Костюмы, которые примеряет девушка по ходу фильма, получились действительно потрясающими, за что честь и хвала модельерам. И вообще, костюмы всех персонажей, все декорации, общая эклектика мира The Nutcracker and the Four Realms заслуживают самых высоких похвал. Фильм получился очень красивым и действительно похожим на театральные или, в нашем случае, балетные декорации.
Так почему бы не снять в этих декорациях и костюмах полноценный фильм-балет? Зрители не поймут? Детям будет неинтересно? Возможно, но в том-то и состоит задача кинематографистов, чтобы сделать сложное и непонятное доходчивым интересным. В конце концов, все билеты на «Щелкунчик» в Национальной опере, как правило, проданы, причем стоят они намного дороже, чем билет в кино. Да и мюзиклы сейчас на гребне волны. Beauty and the Beast, La La Land, Mamma Mia! Here We Go Again, The Greatest Showman собрали внушительную кассу и восторженные отзывы как критиков, так и зрителей.
Увы, Disney не любит рисковать. И вместо необычного фильма-балета мы получили набор банальных нравоучений. Девочки могут быть инженерами, родные должны поддерживать друг друга в горе и… и, собственно, все. The Nutcracker and the Four Realms – яркая, красивая, бессмысленная пустышка. Alice Through the Looking Glass, но с музыкой Чайковского и парой танцевальных номеров. Да, а еще с мышами, вот они получились действительно очень классными. Пожалуй, анимация грызунов в фильме — один из лучших примеров использования CG в 2018 г.
Да, чуть не забыл. Зачем в политкорректной детской сказке действительно жуткие, вызывающие оторопь клоуны-матрешки, я, честно говоря, так и не понял. Но ей-богу, Пеннивайз из It на их фоне просто душка. Так что дважды подумайте, стоит ли брать на сеанс ребенка.
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.