Рубрики Обзоры

«Вавилон. Скрытая история» Ребекка Куанг альтернативно-историческое фэнтези о силе слова и важности языка

Опубликовал
Павло Чуйкін

Китайско-американская писательница Ребекка Куанг впервые наделала шума своей фэнтезийной трилогией «Маковая война», которая получила несколько престижных литературных наград, а главное завирусилось по TikTok и YouTube. Далее авторка взялась за что-то экспериментальное, мрачнее и серьезнее, и написала роман «Вавилон. Скрытая история». Книга была на первых местах бестселлеров The New York Times, а дальше взяла ряд важных премий, включая Nebula за «Лучший роман». В Украине роман выпускает издательство «Жорж». У книги уже было несколько допечаток, а это значит, что она прекрасно продается. А теперь его прочитали и мы, а ниже делимся впечатлениями.

«Вавилон. Скрытая история» / Babel

Авторка Ребекка Куанг
Переводчица Анна Литвиненко
Издательство Жорж
язык украинский
Количество страниц 584
Обложка Твердая
Год издания 2023
Размер 155×235 мм
Сайт instagram.com/zhorzhclub

1828 год. Семья китайского мальчика в Кантоне умирает от холеры, а его самого спасает таинственный профессор Ловелл. Он забирает юношу в Лондон, где тот берет себе имя Робин Свифт. Парня сначала учат дома, а затем отправляют в Королевский институт перевода Оксфордского университета, который еще называют Вавилон. Это огромная и высоченная башня, в которой англичане и представители других народов изучают языки и используют их для среблярства.

Среблярство — вид магии на серебряных слитках. С помощью одинаковых слов в разных языках тот или иной слиток работает как усиление. В зависимости от используемых пар слов серебряные слитки дают людям большую меткость, очищают воду, помогают фабрикам, увеличивают урожайность, ускоряют торговые суда и так далее. На среблярстве построена сила Британской Империи и ее захватническая политика. А Робин Свифт становится частью этого, хотя сам китаец. Со временем герой понимает, что своим обучением способствует укреплению Империи, поэтому решает присоединиться к тайной организации «Гермес». Эта уверенность только возрастает, когда Британия планирует войну против Китая. События, которые произойдут после, навсегда изменят жизнь Робина и его друзей.

Онлайн-курс "English for Designers" від Vocabulaba.
Навчіться описувати деталі своєї роботи, формувати CV англійською та вільно обговорювати флоу проєктів із замовниками.
Детальніше про курс

Перед чтением «Вавилон» создает различные ожидания. Это как роман для подростков в духе «темной школы магии». Однако он получил серьезные литературные жанровые премии, а это значит, что перед нами нечто совсем другое, чем кажется.

После прочтения уже понятно, что это и то, и другое, но роман точно позиционирует себя, как глубокую, вдумчивую альтернативную историю о рабстве и расизме, о колониальной политике Британии и других стран, об Опиумных войнах в Китае, о верховенстве белых людей, о революции и достоинстве народов. И все это пропитано фэнтези.

Это книга о силе языка и слова. О том, что язык — меч и мощнейшее оружие любого народа. Именно благодаря словам из разных языков серебряные слитки приобретают магические силы и творят настоящие чудеса. На словах и их значении, здесь буквально держится вся Британская Империя и ее мощь. Сейчас это очень перекликается с нашей историей, с нашествием русского в прошлом и запретом украинского, с сожжением наших книг, школ и типографий.

Правда, по ходу сюжета не очень логично объясняется, почему только Британия смогла покорить силу среблярства, но этот минус не сильно мешает погрузиться в историю, потому что она выписана филигранно. Ребекка Куанг безусловно умеет писать просто и одновременно изысканно, интересно и академично, сложно, но так, чтобы было понятно большинству.

От этого «Вавилон. Скрытая история» читается легко и быстро. Но одолеть эту книгу просто не получится. Здесь много вставок из других языков, которые знают и изучают герои: китайский, французский, немецкий, древнегреческий, латынь и многие другие. А еще есть тонны сносок, где автор объясняет те или иные выражения, значения, толкования слов и тому подобное.

«Вавилон» получил интересных героев-подростков. Они многогранны и создают эмпатию с читателем, а еще они постоянно что-то делают, о чем-то думают и действуют, действуют, действуют. А это невероятно подпитывает сюжет и течение местной истории.

Также роман можно похвалить за атмосферность и глубокое погружение во времена колониализма и великих географических открытий. Если вам нравится эпоха первой половины XIX века и жанр фэнтези в целом, то, скорее всего, зайдет и эта книга. Однако классических орков, гоблинов или эльфов здесь нет, потому что эпоха не та, и из магического здесь только упомянутое выше среблярства.

Наибольшее удовольствие от «Вавилона» получат все те, кто имеет филологическое образование и все, что с ним связано. По факту, это эпическое исторически-альтернативное фэнтези о переводчиках и филологах, которые сначала помогают империи в ее темных делах, затем выступают против рабства и колониализма и в конце концов устраивают революцию.

Книга также полна отчаяния и безысходности, потому что автор делает вывод, что империю не победить восстаниями. Также она говорит, что империю не свергнут другие меньшие силы, другие меньшие страны и даже союзы. Но надежда есть — потому что империи всегда падают, но происходит это из-за саморазрушения.

«Вавилон» максимально близок к «Хроникам убийцы короля» Патрика Ротфуса (наши рецензии на первую и вторую книгу здесь и здесь). Не по жанру и стилю повествования. А по прославлению силы слова и его магических свойств. А еще здесь так же почти нет драк и классического экшена, но при этом роман читается очень бодро. Однако эта книга точно не для всех. Если для вас фэнтези — это об условном Средневековье с драками, монстрами и магическими артефактами, а еще вы не любите языки и все, что с ними связано, то эта книга не для вас. Всех остальных приглашаю в атмосферный мир могущества слова.

Задняя сторона обложки сообщает, что «Вавилон» — историческое эпическое фэнтези о студенческих революциях, колониальном сопротивлении и использовании языка и перевода как инструментов доминирования империи. В принципе, это точное и достаточно близкое общее описание книги, но я бы точно убрал бы отсюда «эпический». Потому что эпика здесь нет, а когда читатель видит сочетание слов «эпическое фэнтези», то точно не представляет себе студентов-филологов, которые целый день сидят в библиотеках и спорят о расизме и колониализме.

Отдельно поговорим о качестве издания. «Вавилон. Скрытая история» имеет увеличенный формат (155×235 мм), а еще есть версия с черными срезами. Отмечу замечательную обложку с рельефным детализированным рисунком и приятным на ощупь материалом. Внутри имеем филигранные узоры и карты, различные гербы и хороший шрифт. Это большое эффектное издание, которое можно не только поставить на собственную книжную полку, но и подарить.

Disqus Comments Loading...