Интервью с разработчиком дрона-разминировщика: производство на СТО, помощь ВСУ и аграриям

Опубликовал
Юрій Орос

Огромные машины могут заменить или дополнить компактные беспилотные устройства. Разговариваем с Борисом Дрожаком об этом на примере дрона-разминировщика, создаваемого на обычных СТО. Их дрон может помогать ВСУ выполнять боевые задания на заминированных участках, а в будущей перспективе прийти на помощь аграриям «отвоевывать» их поля от взрывоопасного мусора, оставленного российскими захватчиками.

Расскажите о себе и чем занимались до февраля 22 года?

Меня зовут Борис Дрожак, я инженер. Работаю на должности Principal Software Engineer-архитектор в мировой мультимиллиардной компании, которая занимается автоматизацией создания моделей искусственного интеллекта.

Онлайн-курс "Android Developer" від robot_dreams.
Курс для всіх, хто хоче навчитися розробляти застосунки для Android з нуля, створити власний пет-проєкт для портфоліо та здобути професію, актуальну наступні 15–20 років.
Програма курсу і реєстрація

В какой, если не секрет?

Data Robot. У меня так же есть свой бизнес — ресторан во Львове, который называется Smart Fusion. Я раньше делал всякие такие вещи, мне было интересно, такой фигней занимался, как говорится.

Никакие дроны никогда не разрабатывал, никогда об этом не думал, и даже не представлял, что буду думать об этом. Я работал за границей, жил в Ирландии, и вернулся совсем недавно, где-то 6-7 месяцев назад. Ну, и вот где-то 3 месяца, как мы начали этот проект с разминировщиком, я присоединился к ребятам.

Как вы избрали этот способ помогать ВСУ?

С фронта демобилизовался один из наших разработчиков. Он уже пенсионер, так ему ребята с фронта какие-то каракули нарисовали. Вот было бы классно, если бы была такая какая-то машинка, и она сама бегала, разминировала.

Ушло оттуда, они начали экспериментировать, а потом уже понемногу пришла идея, консультации. Ну, вообще, был велик такой брейншторм, очень большое количество людей, и производители, и те, кому нужно это. Так мы понемногу дошли до момента, когда мы понимаем, что мы делаем.

А какие аналоги подобной техники существуют?

История прямо с фронта. Это называется боевое разминирование. Для этого используются большие машины за миллионы долларов, размером с танк. В основе что-то типа трактора, она едет, и если одну танковую мину переживает, то супер если нет, там же и стала. И заблокировала проход, который сама совершила. А танковые мины делаются такой линией, что если ты на нее попал, то следующий не проедет. И ничего не решишь. И выходит, что потерять эту машину очень легко, и не только танковой миной, по ней могут стрелять, противотанковыми средствами, дронами, чем угодно.

Короче, не было нормальной техники для разминирования. А эти ребята они на СТО просто работают, где машины ремонтируют. У нас там никогда не было каких-то тракторов или какой-то другой базы. Никто из них никогда не думал о разминировании.

Это Львовская область, нам далеко было до таких мыслей. И потому мы начали думать, а что же такое сделать, чтобы можно было ребятам помочь? И потому, чтобы сделать какую-то вещь, нужно все равно финансирование, поэтому еще при проектировании нужно было думать, как он поможет в разминировании полей для аграрной деятельности. Ну, это уже как бы побочный эффект. Да, чтобы что-то зарабатывать, и дальше можно было развивать.

На платформе Brain Invertors не нашел его названия. Вы же говорили, что выпустили новую модификацию?

Да, уже есть V1-версия. То, что вы видели на платформе, 300 кг, это такая нулевая, прототипная под названием «Змей». Она в 710-ю бригаду уехала, а эта поедет в АЗОВ. Она уже 600 кг. На колесах все равно меньше танковой мины. Но мы уже ее сделали такой, чтобы она и танковые мины разминировала.

Разминирование – это, по сути, взрыв, да?

Да, разминирование взрывом.

И как она после танковой мины? После такого нужен новый дрон-разминировщик?

Нет, выживает. И мы тестировали макет. У нас цепочки вылетели. Ну мы их конструкцию уже изменили, придумали, как сделать, чтобы не вылетали. Там каленая цепь на 8 тонн нагрузки. Поначалу была тонна максимум. Но танковая мина – это очень жестко. Она подбрасывает танки. Очень сильная штука. И мы придумали способ, как обходить это, чтобы взрывная волна такого не делала.

Расскажите о конструкции этого изделия.

Это очень низкая машинка. Считайте на электрических квадроцикловидных двигателях. И на выносе машинки есть мотовило. То есть, по сути, цепь с ударяющими грузиками и имитирующими наезд на мину. Но они там такие, что все прерывают, но, возможно, мины не будут детонировать. Высота под 10 сантиметров, в сущности, вырывает все из земли. Машинка траву всю перекосит.

Это одна из проблем для саперов. То есть ты мин не видишь в траве. Никаких детекторов нельзя использовать. Не видно ни дроном, ни тепловизором, там разве что магнитометром. И то трава тоже мешает. По сути, наш дрон-разминировщик пробивает путь. И появляется возможность и техникой приезжать и пехоте пройти.

То есть она выбрасывает мины из колеи, и потом можно дальше проехать?

Некоторые вырываются, некоторые нет. Скорее всего, все будут взрываться. Но, например, с танковыми есть шанс, что они просто повредятся и не будут взорваны. Просто сломается этот подрывающий механизм.

А как связь происходит?

Он на радиоуправлении. Пока стандартно. Есть много вариантов, что можно сделать. Мы еще будем смотреть, удобно или неудобно. У оператора есть пульт с экраном.

А что он видит? 

Просто камеры. Мы хотим с дроном взаимодействовать, потому что камера не совсем подходит.

А бывает какое дополнительное оборудование? К примеру, металлоискатель? Что-то такое на него ставится?

Нет, вряд ли. Он же разминирует собой. Он создан, чтобы осколки его не поражали. Мины взрываются. Просто представьте, что будет с оборудованием.

А как тогда реализовано взаимодействие с квадрокоптером?

Кто-то летает, смотрит, куда ехать. А может один человек оба процесса выполнять.

Похоже на водителя маршрутки…

На самом деле все можно сделать, но там нет смысла, чтобы один человек только этим занимался. Они оба на один экран, в сущности, смотрят. Вторые летают, присматриваются.

Машинка понемногу разминирует. Это боевое разминирование. Есть, в принципе, возможность и при штурме использовать это. Мы еще думаем, как правильно сделать, когда к посадке нужно подъехать. Эти машинки можно было бы ускорить, и они бы залетали, делали этот путь к посадке через мины. Стали первой линией, а потом уже позади люди на боевой машине. Это начало, где подразделение должно рассыпаться и заходить в посадку. Но там тоже немного другие условия. Мы думаем, как правильно это сделать.

Аккумулятор может работать 2,5 часа…

Это один из вариантов, есть также версия с бензиновым двигателем. Этому несколько причин. Чтобы подольше работал. И более сильная тяга была. Потому что электродвигатель, если что-то намотается на вал, он уже его не раскрутит достаточно сильно.

Выходит, есть модификация с электродвигателем, есть с бензиновым?

Новая версия уже с бензиновым и электродвигателем. Оно немного дороже, но лучше в управлении и устойчивости самой машинки.

А первая версия уже ушла на фронт? Есть какие-то результаты ее?

Она называется у нас «нулевая». Она находится в 110-й бригаде. К сожалению, там трагическая история. Я не хотел бы рассказывать детали…

Расскажите о производстве, как это происходит? Где компоненты берете?

Если у нас получается решить проблему боевого разминирования хотя бы на 50% (это очень много). Сразу будет большое количество закупок и нужно сильно масштабировать производство. Поэтому мы при проектировании использовали большинство автомобильных деталей, которые доступны, их можно просто купить всегда.

И если что, где-то деталь взяли из автомобиля и там, например, вырезали кусок, который нам нужен. Вместо того чтобы свежий шрус какой-то проектировать, который будет подходить, мы берем готовую детальку. Немного ее вырезали, что может сделать на любой СТО, и подсоединили. К примеру, там кастомные колеса. Они металлические, такой киберпанк симпатичный.

Да и у нас мысль была поначалу раскинуть это создание на огромное количество СТО. Но потом постепенно находили партнеров, и мы можем давать деньги за само производство.

И там подвески, я так понимаю, нет?

Нет. Да, и это тоже имеет смысл, чтобы ее там не было, потому что он немного для другого придуман. У него есть ход самого вала, чтобы повторять рельеф территории.

Автомобильные детали, о чем именно речь? Аккумуляторы, валы?

Ну да, но вал действительно надо лить, потому что он там специфический. Там начинаются цепочки, цепи, шрусы, все эти соединения. Там все очень простое, колеса, электродвигатель. А так деталей там не слишком много. Модуль для управления установил. И все уехал.

Ваша компания еще какие-нибудь продукты производит? Может быть, планы на будущее?

На самом деле, хотелось бы добить эту проблему. Мы для этого и создаем компанию, она называется RoverTech. На английском оно на самом деле о космических технологиях. У нас это с ровером (велосипедом) ассоциируется.

Луноходы…

Да да да. Она так забавно смотрится. Ну и будем пытаться сделать, чтобы это системно было. То есть и сейчас модель дрона одна, она имеет конкретно специфическое использование, и будем добивать проблему разминирования.

У нас есть партнеры, которые производят другие вещи, например, магнитометры. И мы понемногу будем добавлять технологии, закрывающие проблемы по одной. А там дальше посмотрим.

Ну и напоследок спрошу о платформе Brave Inventors, где вы разместились, какие-то результаты уже были, какие ожидания?

Пока не могу много сказать, потому что инвестиции оттуда мы прямо не получили, но мы получили человеческий ресурс, много знакомств. Во всяком случае оно работает, без натянутых комплиментов, хороший менеджмент самой организации. Стараются, ищут подходы, соединяют людей. Мы с вами познакомились благодаря ей.

У вас есть только ваш Instagram. Сайта пока нет или какой-нибудь страницы для сбора донатов?

Да, и в первую очередь потому, что мы еще не были уверены, сработает ли оно 100%, потому что одно дело – идея, другое — все ли будет полезно, или оно в экосистеме будет работать. Сейчас мы уже знаем, что очень много людей ожидает наш продукт, и военные уже хотят это двигать, пробовать. Поэтому, да, скоро будет все красиво, разместим информацию на сайте.

Удачи вам в этом.

Хотите помочь? Переходите по ссылкам на платформу украинских изобретателей Brave Inventors:

  1. Дрон-розміновувач.
Disqus Comments Loading...