Полтора года назад я писал как лежал на диване и играл в «Сталкеров» PlayStation 5. Теперь на дворе ноябрь 2025-го. Сидя на диване с геймпадом DualSense в руках, я наблюдал, как на моей любимой консоли загружается «S.T.A.L.K.E.R. 2: Сердце Чернобыля». Год назад я писал о релизе этой игры на Xbox и ПК и тогда это был не технический кошмар, но состояние игры точно зарубило кому-то радость от возвращения в Зону. Но сегодня это не просто порт, а то, чем эта игра должна была стать с самого начала.
Версия «S.T.A.L.K.E.R. 2: Сердце Чернобыля» на PlayStation 5 включает 12 месяцев титанического труда разработчиков. Плюс имеем патч 1.7, который добавил много интересного. А ещё есть уникальные возможности, которые предоставляет ей PS5. Я запустил игру, почувствовал вибрацию DualSense, услышал треск счетчика Гейгера прямо из динамика контроллера и понял, что вот теперь это именно тот проект, которого мы все ждали почти два десятилетия.
Содержание
20 ноября 2024 года GSC Game World выпустила «S.T.A.L.K.E.R. 2: Сердце Чернобыля» на Xbox и ПК, и это был сложный запуск. Конечно, игра была отличной, я писал, что мы ждали не зря, и не отказываюсь от своих слов, но работы и доработок для разработчиков здесь было много. Более того, я знаю, что даже некоторые самые преданные фанаты тогда ломали головы, стоило ли вообще выпускать игру в таком состоянии. Но студия не сдалась и работая в условиях полномасштабной войны, разработчики выпускали патч за патчем, постепенно исправляя ошибки и добавляя функции, которые должны были быть с первого дня.
Давайте начнем с самого болезненного — производительности. Некоторые тестировщики и игроки фиксировали моменты, когда на Xbox Series X игра полностью зависала на несколько секунд при входе в большие локации. На ПК ситуация была не лучше, и даже с самыми мощными видеокартами игроки страдали от нестабильной частоты кадров и «заиканий».
Геймеры также сталкивались с квестами, которые нельзя было завершить из-за сломанных скриптов, постоянными вылетами на рабочий стол, проблемами с текстурами и отсутствием базовых визуальных элементов, таких как теней от фонарика.
Разочарованием стала и система A-Life 2.0, которая должна была сделать мир живым и непредсказуемым. GSC обещала революционную симуляцию, где NPC и мутанты живут своей жизнью независимо от игрока, воюют за территории и создают уникальные случайные события. На релизе этого не было. Вместо живого мира мы получили реактивную среду, где враги и монстры просто появлялись прямо за спиной игрока. Никакой офлайн-симуляции. Никаких сражений между фракциями за пределами поля зрения.
Экономика игры также была сломана. Ремонт снаряжения стоил столько, что легче было купить новое. Награды за квесты были мизерными, а охота на мутантов абсолютно бессмысленным занятием. Химеры и кровососы были почти бессмертными, но не давали никакого лута. Вы тратили десять магазинов на убийство какой-то твари, в придачу половину здоровья и аптечек, а в итоге получали ничего. Просто труп без лута.
Все это и даже больше ловил и я во время своего прохождения. Но в целом должен сказать, что это не очень сильно испортило мне впечатление от игры. Тем не менее проблема существовала, разработчики ее признали и начали работать над ней.
Также важно понимать, что все эти нюансы я вижу сейчас, с осени 2025 года, когда уже играю через год после релиза, вспоминаю, смотрю отзывы игроков, анализирую и пишу эти строки. Но тогда мне было почти все равно, потому что я кайфовал от замечательной игры. И все же наш долгожданный S.T.A.L.K.E.R. 2 можно было сделать еще лучше и хорошо, что это произошло хотя бы через год.
Версия для PS5 не является простым портом игры с лучшей стабильностью. Это тщательно адаптированный продукт, использующий уникальные возможности консоли Sony для создания максимального уровня погружения.
Интеграция с контроллером DualSense сделана настолько искусно, что, наверное, меняет восприятие игры. Адаптивные триггеры геймпада дают двухступенчатое сопротивление, ведь легкий ход имитирует прицеливание, а более сильный выстрел. Каждое оружие действительно имеет уникальное ощущение. Например, АК-74 нажимается жестче, чем легкий пистолет, а ружье требует действительно мощного усилия. Это не просто вибрация, а реальное, почти физическое ощущение оружия в ваших руках.
Тактильная вибрация DualSense также передает уникальную отдачу от каждого вида оружия, вибрации от шагов приближающегося мутанта, гул аномалий, когда вы подходите слишком близко, удары и взрывы. И все это с невероятной точностью.
Из динамика контроллера раздаются радиопереговоры сталкеров и треск счетчика Гейгера, когда вы приближаетесь к радиоактивной зоне. Также вы услышите сигналы сканера артефактов во время поиска или статический шум, когда входите в аномалию. Все это создает невероятный эффект пространственного аудио, ведь звуки идут не только не из телевизора или монитора, а с геймпада в ваших руках, что точно усиливает ощущение присутствия.
А еще здесь есть технология Tempest 3D Audio, которая позволяет точно определять направление звуков. Вы слышите, откуда доносятся выстрелы, где рычит мутант и в каком направлении работает выброс. Это не просто приятный бонус, а очень полезный инструмент выживания.
Теперь немного о самом игроладе и ощущениях от него на PlayStation 5. Однако последнее уже актуально для всех игроков.
Напоминаю, что «S.T.A.L.K.E.R. 2: Сердце Чернобыля» стоит на трех китах: шутер от первого лица с реалистичной стрельбой, атмосферное погружение и выживание. Перестрелки здесь все еще напряженные и безжалостные, а каждая пуля имеет значение. Также стоит помнить, что вы не супергерой, поэтому несколько метких выстрелов, и вас нет. А еще часто проект играет роль не простого шутера, а залезает на поле игр в жанре survival horror. Здесь есть темные подземелья, где вы слышите только свое дыхание и треск радиации, неожиданные встречи с мутантами и постоянное ощущение опасности.
А главное, что благодаря патчу 1.7, мир S.T.A.L.K.E.R. 2 теперь действительно живой. Во время исследования вы можете наткнуться на караван торговцев, который движется между базами, или на отряд охотников за артефактами, которые ищут сокровища в аномалиях. Вы встретите группу бандитов, пытающуюся захватить блокпост «Свободы», или стаю мутантов, которая охотится на сталкеров. Все эти события наконец происходят независимо от вас и продолжат происходить дальше. Только если вы вмешаетесь, то ситуация пойдет по одному пути, а если нет — по другому. Вот и все. Мир S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl наконец-то не ждет игрока, а живет своей жизнью.
S.T.A.L.K.E.R. 2 на Unreal Engine 5 является визуально впечатляющей, но технически проблемной и требовательной игрой. Думаю это актуально даже после года оптимизаций.
В версии игры на PlayStation 5 доступны два классических режима. Режим «Качество» дает стабильные 30 FPS с улучшенной графикой, а режим «Производительность» нацелен на 60 FPS, но редко достигает целевых 60 кадров. Обычно я играю в режиме «Качество» и вообще не чувствую дополнительных кадров. Именно поэтому я говорю, что это лучший выбор для большинства игроков. Но в случае S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl все же рекомендую играть в режиме производительности, потому что даже на консоли разница между 30 и условными 60 кадрами в этой игре имеет критическое значение.
В режиме «Качество» ощущается желейность и некий игровой дискомфорт. Все то, что часто испытывают ПК-игроки. Не знаю как, но все это странным образом разработчики перенесли и на консоль. По самой картинке разницы вы не почувствуете, тем более с дивана на расстоянии нескольких метров. Также я подходил ближе и почти не замечал разницы кроме некоторого уменьшения детализации небольших объектов по краям зоны обзора.
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl на PlayStation 5 выглядит круто. Конечно, ПК-паны скажут, что это уровень средних, максимум высоких настроек на компьютерах и будут правы, но картинка прикольная, детализированная и атмосферная. Фотореалистичная Зона с детальными текстурами потрясает даже на «слабой» консоли. Здесь впечатляющее небо и динамичная погода, атмосферное освещение, детальная анимация персонажей и мутантов.
А для владельцев PS5 Pro разработчики даже обещают улучшенное качество и разрешение теней, качественное глобальное освещение, лучшие отражения, более детальный объемный туман и облака. А еще возможность нативного 4K при 60 FPS, что уже очень круто.
Год назад «S.T.A.L.K.E.R. 2: Сердце Чернобыля» была игрой с огромным потенциалом, плохим техническим состоянием и некоторыми недоработанными геймплейными моментами. Сегодня, также и на PlayStation 5, это самая полная и лучшая версия этого амбициозного приключения.
Но, конечно, это не идеальный продукт. Технические проблемы все еще есть, а сложность отпугивает многих. Несмотря на это, S.T.A.L.K.E.R. 2 имеет то, чего не хватает большинству современных AAA-игр — настоящую душу, которую, кажется, чувствует каждый, кто определенное время.
Саму же версию S.T.A.L.K.E.R. 2 для PlayStation 5 точно нельзя назвать просто портом. Это окончательная версия, вобравшая в себя год титанического труда разработчиков и улучшившая впечатления игроков благодаря фирменным технологиям японской консоли. Это игра, которая наконец заслуживает внимания всех геймеров. Это игра, которая прошла сложный путь искупления и смогла реализовать свой огромный потенциал. Поэтому Зона ждет тебя, сталкер. И теперь она готова.
Контент сайту призначений для осіб віком від 21 року. Переглядаючи матеріали, ви підтверджуєте свою відповідність віковим обмеженням.
Cуб'єкт у сфері онлайн-медіа; ідентифікатор медіа - R40-06029.