Рубрики Блоги

Free-to-play – смерть современных MMORPG или вторая жизнь?

Опубликовал
Сергей Светличный

Как известно, если какой игровой жанр и чувствует себя на ПК хорошо, то это MMORPG. Все остальные или находятся в затяжном кризисе, или перебираются на консоли, и только многопользовательские ролевые игры сохраняют верность персональным компьютерам и при этом, пусть не все, но ухитряются приносить деньги своим разработчикам. Опять-таки общеизвестно, что чем дальше, тем бОльшую популярность приобретает модель распространения F2P, или free-to-play, при которой пользователь не должен платить «здесь и сейчас», чтобы начать игру – скачать клиент, создать персонажа и провести первые дни, а то и недели в игре можно абсолютно бесплатно.


Конечно, если вас «затянет» по-настоящему, то для полноценного игрового экспириенса платить все-таки придется – разработчики ведь тоже люди, и кушать хотят не меньше вашего. Но наступит этот момент не сразу, а то и вовсе не наступит – если игра надоест вам раньше, чем вы упретесь в ограничения бесплатной учетной записи.

В целом, это все прописные истины для всех, мало-мальски интересующихся жанром MMORPG, и я не стал бы о них рассказывать, если бы некоторое время назад случайно не увидел в Интернете упоминание Age of Conan – весьма неплохой MMORPG, которой не повезло на старте и которая в конце концов перешла с помесячной подписки на систему F2P. У меня было свободное время, и вспомнив, что на стадии бета-теста игра мне нравилась, но платить за нее желания тогда не возникло, решил посмотреть, как у «Конана» дела обстоят сейчас. К сожалению, игре в последнее время явно нездорово – серверов осталось мало, а имеющиеся почти пустуют, что, впрочем, никак не сказалось на удовольствии от однопользовательского варианта прохождения игры в течение пары-тройки недель. Ограничения бесплатного аккаунта, хоть и достаточно жесткие (минимум доступных классов, закрытые зоны, невозможность носить с собой сколько-нибудь крупную сумму денег и т.д.), мешали не слишком сильно – контента в игре хватает, и дойти до максимального уровня вполне можно, не заплатив ни копейки.

Онлайн курс з промт інжинірингу та ефективної роботи з ШІ від Powercode academy.
Курс-інтенсив для отримання навичок роботи з ChatGPT та іншими інструментами ШІ для професійних та особистих задач, котрі допоможуть як новачку, так і професіоналу.
Записатися на курс

Когда Age of Conan наскучил, я почесал затылок и решил посмотреть, что еще бесплатного и при этом играбельного можно сейчас найти. И оказалось, что устойчивое представление о F2P-играх как бесконечных азиатских MMORPG с нулевым геймплеем, похожих друг на друга как однояйцевые близнецы, за последние пару лет успело благополучно устареть. Возможно, виной тому колосс World of WarCraft (глиняные ноги которого, к вящему неудовольствию недоброжелателей, уже который год никак не хотят рассыпаться), возможно, что-то еще – но я с удивлением выяснил, что масса достойных проектов, изначально запускавшихся по системе с помесячной абонплатой, рано или поздно перешла на модель F2P, причем практически все издатели в течение как минимум первых месяцев заявляли о значительно возросшей популярности их детищ, рапортуя о сотнях тысячах новых подписчиков и увеличившихся в несколько раз доходах.

Если говорить о наиболее ярких представителях «перебежчиков», то в первую очередь можно упомянуть очень красивый Aion, азиатские корни которого хоть и заметны, но западному пользователю мешают не слишком сильно. Кстати, интересный нюанс: у европейской и американской версии игры разные издатели и разные схемы free-to-play – если в Европе бесплатная учетная запись сильно ограничена в правах и для полного доступа надо платить за премиум-аккаунт, то в США Aion заявлен как «truly free» – опциональной подписки нет, все аккаунты бесплатны и полнофункциональны, а деньги зарабатываются за счет продажи внутриигровых предметов. Поскольку Aion стал F2P лишь в начале этого года, серверы сейчас переполнены набежавшими любителями халявы, и в этом плане он сильно отличается от безлюдного Age of Conan.

Не знаю, насколько выгодным для издателя является перевод на F2P легендарных хитов прошлых лет вроде Dungeons & Dragons Online, Lord of the Rings Online, Dark Age of Camelot, Anarchy Online, EverQuest и EverQuest II (кстати, любопытный факт – вторая часть стала условно-бесплатной раньше первой; вышедший 13 лет назад EverQuest перешел на F2P буквально месяц назад), но как минимум для пользователя, пропустившего в свое время эти проекты, сейчас есть неплохой шанс ознакомиться с тем, от чего фанатели западные геймеры лет 5-10 назад. Но и более свежие MMORPG не пощадила болезнь free-to-play: получившая несколько наград «лучшая MMOG 2009» Fallen Earth стала F2P уже через 2 года после релиза (даже быстрее упомянутого выше Aion, издатель которого на аналогичный шаг решался на полгода дольше).

Летом этого года условно-бесплатной станет Vanguard: Saga of Heroes – в свое время игре капитально не повезло со стартом, а когда ее наконец дошлифовали до играбельного состояния, подписчики успели разбежаться, и не факт, что сейчас кто-то вспомнит про не взлетевший 5 лет назад проект.

В итоге на данный момент упорно держащихся за помесячную абонплату MMORPG осталось всего ничего – из достойных упоминания это, пожалуй, лишь World of WarCraft, Rift да совсем свежий Star Wars: The Old Republic (при желании сюда же можно приплюсовать выходящую буквально на днях Tera Online). Можно принимать ставки, кто из них первым пойдет протоптанной дорожкой, но лично я ставлю на Rift.

Мораль сей басни? «Фритуплей» можно не любить (за бесконечную торговлю «голдой» в общем чате, за своеобразный контингент, за назойливые попытки издателя вытянуть еще чуть-чуть денег из вашего кошелька, за миллион других вещей), но не замечать его нельзя. При всех своих недостатках free-to-play значительно облегчает «вхождение» в игру – как правило, платежеспособные любители жанра уже «втянуты» в какую-то из существующих MMORPG и поэтому пробуют новинки неохотно, особенно если у них нет триальных версий и сначала нужно потратиться на коробку, а потом еще и платить помесячную абонплату – раскошеливаться на две MMORPG одновременно готовы только самые заядлые фанаты. В итоге F2P уже давно перестал быть уделом безликих китайско-корейских MMORPG, и если сейчас западные издатели переводят на эту систему свои старые продукты, то новые наверняка будут запускаться на ней изначально. И в то, что World of WarCraft 2 будет с абонплатой, веры остается все меньше.

Disqus Comments Loading...