Блоги Блоги 21.04.2012 в 13:00

Free-to-play – смерть современных MMORPG или вторая жизнь?

https://secure.gravatar.com/avatar/aad9686b3c67ea41683db32b5803ecd6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/plugins/userswp/assets/images/no_profile.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/aad9686b3c67ea41683db32b5803ecd6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/plugins/userswp/assets/images/no_profile.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/aad9686b3c67ea41683db32b5803ecd6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/plugins/userswp/assets/images/no_profile.png

Free-to-play – смерть современных MMORPG или вторая жизнь?

Как известно, если какой игровой жанр и чувствует себя на ПК хорошо, то это MMORPG. Все остальные или находятся в затяжном кризисе, или перебираются на консоли, и только многопользовательские ролевые игры сохраняют верность персональным компьютерам и при этом, пусть не все, но ухитряются приносить деньги своим разработчикам. Опять-таки общеизвестно, что чем дальше, тем бОльшую популярность приобретает модель распространения F2P, или free-to-play, при которой пользователь не должен платить «здесь и сейчас», чтобы начать игру – скачать клиент, создать персонажа и провести первые дни, а то и недели в игре можно абсолютно бесплатно.

Курс Управління командою в бізнесі
Щоби бути лідером, треба думати, як лідер
Хочу на курс


Конечно, если вас «затянет» по-настоящему, то для полноценного игрового экспириенса платить все-таки придется – разработчики ведь тоже люди, и кушать хотят не меньше вашего. Но наступит этот момент не сразу, а то и вовсе не наступит – если игра надоест вам раньше, чем вы упретесь в ограничения бесплатной учетной записи.

В целом, это все прописные истины для всех, мало-мальски интересующихся жанром MMORPG, и я не стал бы о них рассказывать, если бы некоторое время назад случайно не увидел в Интернете упоминание Age of Conan – весьма неплохой MMORPG, которой не повезло на старте и которая в конце концов перешла с помесячной подписки на систему F2P. У меня было свободное время, и вспомнив, что на стадии бета-теста игра мне нравилась, но платить за нее желания тогда не возникло, решил посмотреть, как у «Конана» дела обстоят сейчас. К сожалению, игре в последнее время явно нездорово – серверов осталось мало, а имеющиеся почти пустуют, что, впрочем, никак не сказалось на удовольствии от однопользовательского варианта прохождения игры в течение пары-тройки недель. Ограничения бесплатного аккаунта, хоть и достаточно жесткие (минимум доступных классов, закрытые зоны, невозможность носить с собой сколько-нибудь крупную сумму денег и т.д.), мешали не слишком сильно – контента в игре хватает, и дойти до максимального уровня вполне можно, не заплатив ни копейки.

Когда Age of Conan наскучил, я почесал затылок и решил посмотреть, что еще бесплатного и при этом играбельного можно сейчас найти. И оказалось, что устойчивое представление о F2P-играх как бесконечных азиатских MMORPG с нулевым геймплеем, похожих друг на друга как однояйцевые близнецы, за последние пару лет успело благополучно устареть. Возможно, виной тому колосс World of WarCraft (глиняные ноги которого, к вящему неудовольствию недоброжелателей, уже который год никак не хотят рассыпаться), возможно, что-то еще – но я с удивлением выяснил, что масса достойных проектов, изначально запускавшихся по системе с помесячной абонплатой, рано или поздно перешла на модель F2P, причем практически все издатели в течение как минимум первых месяцев заявляли о значительно возросшей популярности их детищ, рапортуя о сотнях тысячах новых подписчиков и увеличившихся в несколько раз доходах.

Если говорить о наиболее ярких представителях «перебежчиков», то в первую очередь можно упомянуть очень красивый Aion, азиатские корни которого хоть и заметны, но западному пользователю мешают не слишком сильно. Кстати, интересный нюанс: у европейской и американской версии игры разные издатели и разные схемы free-to-play – если в Европе бесплатная учетная запись сильно ограничена в правах и для полного доступа надо платить за премиум-аккаунт, то в США Aion заявлен как «truly free» – опциональной подписки нет, все аккаунты бесплатны и полнофункциональны, а деньги зарабатываются за счет продажи внутриигровых предметов. Поскольку Aion стал F2P лишь в начале этого года, серверы сейчас переполнены набежавшими любителями халявы, и в этом плане он сильно отличается от безлюдного Age of Conan.

Не знаю, насколько выгодным для издателя является перевод на F2P легендарных хитов прошлых лет вроде Dungeons & Dragons Online, Lord of the Rings Online, Dark Age of Camelot, Anarchy Online, EverQuest и EverQuest II (кстати, любопытный факт – вторая часть стала условно-бесплатной раньше первой; вышедший 13 лет назад EverQuest перешел на F2P буквально месяц назад), но как минимум для пользователя, пропустившего в свое время эти проекты, сейчас есть неплохой шанс ознакомиться с тем, от чего фанатели западные геймеры лет 5-10 назад. Но и более свежие MMORPG не пощадила болезнь free-to-play: получившая несколько наград «лучшая MMOG 2009» Fallen Earth стала F2P уже через 2 года после релиза (даже быстрее упомянутого выше Aion, издатель которого на аналогичный шаг решался на полгода дольше).

Курс PHOTOGRAPHY
Навчайтеся мистецтву фотографії та створюйте незабутні фото для своїх проєктів!
Вивчити курс!

Летом этого года условно-бесплатной станет Vanguard: Saga of Heroes – в свое время игре капитально не повезло со стартом, а когда ее наконец дошлифовали до играбельного состояния, подписчики успели разбежаться, и не факт, что сейчас кто-то вспомнит про не взлетевший 5 лет назад проект.

В итоге на данный момент упорно держащихся за помесячную абонплату MMORPG осталось всего ничего – из достойных упоминания это, пожалуй, лишь World of WarCraft, Rift да совсем свежий Star Wars: The Old Republic (при желании сюда же можно приплюсовать выходящую буквально на днях Tera Online). Можно принимать ставки, кто из них первым пойдет протоптанной дорожкой, но лично я ставлю на Rift.

Мораль сей басни? «Фритуплей» можно не любить (за бесконечную торговлю «голдой» в общем чате, за своеобразный контингент, за назойливые попытки издателя вытянуть еще чуть-чуть денег из вашего кошелька, за миллион других вещей), но не замечать его нельзя. При всех своих недостатках free-to-play значительно облегчает «вхождение» в игру – как правило, платежеспособные любители жанра уже «втянуты» в какую-то из существующих MMORPG и поэтому пробуют новинки неохотно, особенно если у них нет триальных версий и сначала нужно потратиться на коробку, а потом еще и платить помесячную абонплату – раскошеливаться на две MMORPG одновременно готовы только самые заядлые фанаты. В итоге F2P уже давно перестал быть уделом безликих китайско-корейских MMORPG, и если сейчас западные издатели переводят на эту систему свои старые продукты, то новые наверняка будут запускаться на ней изначально. И в то, что World of WarCraft 2 будет с абонплатой, веры остается все меньше.


Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: