Искусственное мясо завоевывает фаст-фуды США

Опубликовал
Кирилл Иртлач

В 2013 году себестоимость бургера с котлетой из выращенного в лаборатории мяса составляла свыше $300 000, а теперь едва превышает $10. При этом ученые продолжают совершенствовать технологии, чтобы сделать искусственное мясо еще более доступным и наконец вывести его на глобальный рынок в ближайшие пять лет.

Отметим, что большинство лабораторных методик выращивания мяса подразумевает использование настоящих животных клеток, полученных из сыворотки крови. В биореакторе (нет, не в том) из клеток формируется мускулатура, которая и становится основой мяса.

Ранее себестоимость такой технологии не позволяла выпустить искусственное мясо на рынок и масштабировать производство. Так, в 2013 году биолог Марк Пост из Университета Маастрихта создал первый в мире бургер из выращенного в пробирке мяса. Производство продукта обошлось в весомых $325 000. С тех пор развитие технологий постепенно снижало эту цену, и сегодня килограмм искусственного мяса стоит уже $80, а один бургер — $11. Таким образом, за четыре года цена сократилась почти в 30 000 раз.

Впрочем, ученым еще есть над чем поработать. По состоянию на ноябрь 2016 года, полкило говяжьего фарша стоило $3,6, то есть почти в 10 раз дешевле, чем мясо из пробирки. Однако ученые верят, что через 5-10 лет искусственные фрикадельки и гамбургеры будут продаваться в магазинах по умеренной цене.

По данным Next Big Future, существует как минимум 6 компаний, которые занимаются разработкой искусственных животных продуктов. Прежде всего, это Memphis Meats, который планирует через 2-5 лет запустить продажи фрикаделек из пробирки, а также собирается выращивать в лаборатории стейки и куриные грудки.

Онлайн-курс "Створення особистого бренду" від Skvot.
Прокачайте особистий бренд для підсилення власного бізнесу, підвищення продажів та впізнаваність на ринку.
Дізнатись більше про програму курсу і досвід лектора

Израильский стартап SuperMeat культивирует кошерную куриную печень, американская компания Clara Foods синтезирует яичные белки, а Perfect Day Foods создает молочные продукты не животного происхождения. Наконец, компания создателя первого бургера с искусственным мясом Марка Поста Mosa Meat обещает начать продажу лабораторной говядины в ближайшие 4-5 лет.

Почему за мясом из пробирки — будущее

Товарное животноводство наносит экологии большой вред. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, для производства одного гамбургера требуется 2500 литров воды, а коровы считаются основным источником метана, который усиливает парниковый эффект.

Лабораторное мясо даже с использованием клеток от реальных животных позволит значительно сократить вредное воздействие на окружающую среду. Так, от одной индейки можно получить достаточно клеток, чтобы произвести 20 триллионов наггетсов, утверждают эксперты.

Кроме того, по оценкам агроэколога Лондонской школы гигиены и тропической медицины Ханны Туомисто, лабораторное мясо сократит выбросы парниковых газов на 90% и использование земли на 99%.

Мясозаменитель

Впрочем, сегодня полноценное мясо вполне может целиком изготавливаться и из продуктов растительного происхождения, не требуя неторопливого взращивания животных клеток в лабораторных условиях. Так, с 3 июля бургеры калифорнийской компании Beyond Meat, которая делает искусственное мясо из белка гороха, дрожжевого экстракта, сока свеклы и кокосового масла, уже продаются в восьми городах США в сети предприятий быстрого питания BurgerFi.

По мнению посетителей заведения, на вид и вкус детище Beyond Meat очень похоже на настоящую котлету из мяса. У компании уже есть длинный список поклонников и инвесторов, включая Билла Гейтса.

«Я попробовал бургер от Beyond Meat в мае, он шипел как говядина и имел ту же самую структуру, что и котлета из обычного мяса. По сравнению с другими приобретенными в магазине вегетарианскими бургерами, которые обычно на вкус больше похожи на картон, чем на мясо, Beyond Meat было лучшим. Однако это не одурачило бы меня во вкусовом тесте вслепую с обычным бургером», — делится впечатлениями основатель Microsoft.

По словам CEO Beyond Meat Итана Брауна, компания еще не достигла своей конечной цели — создания растительного бургера, который ничем не отличается от говядины.

«Еще нет, но мы становимся к этому все ближе и ближе», — сказал Браун.

Beyond Meat планирует выпускать улучшенные варианты вегетарианского бургера каждый год. Своим ученым, которые работают над созданием искусственного мяса в головном офисе компании в Эль-Сегундо, Браун сказал, что Beyond Meat — это «проект пожизненной занятости».

Помимо BurgerFi, Beyond Meat также продается в магазинах Whole Foods, торговой сети Safeway по всей стране и в Veggie Grill, небольшой сети вегетарианских кафе на Западном побережье, которая готовится к общенациональному расширению.

Интересно, что в ближайшем будущем Beyond Meat намерены разработать еще и растительный бекон, «который ничем не отличается по вкусу от настоящей свинины».

«У меня есть домашний питомец — свинья, поэтому я лично заинтересован в успехе этого продукта», — шутит Браун.

Главным конкурентом Beyond Meat выступает Impossible Foods — стартап из Сан-Франциско, который создает искусственное мясо для бургеров из пшеницы, кокосового масла, картофеля и железосодержащего вещества под названием «гем». Недавно он открыл в Калифорнии собственную фабрику, которая будет ежемесячно производить 454 тонны продукта.

Новая фабрика позволит компании изготавливать в 250 раз больше искусственного мяса, чем сейчас — этого будет достаточно, чтобы поставлять продукт примерно в 1000 ресторанов. По словам гендиректора компании Патрика Брауна, к концу этого года бургеры с «немясным» мясом будут продаваться в пределах часа езды для большей части населения США.

«Мы невероятно серьезно настроены относительно нашей миссии. Это означает, что мы собираемся создать достойную альтернативу всем продуктам, которые сейчас производятся с использованием мяса животных», — рассказал Браун изданию Quartz.

По его словам, компания рассчитывает на спрос, прежде всего, со стороны любителей мяса, а вовсе не вегетарианцев. Из-за высокого содержания железа «мясо» от Impossible Foods максимально приближено по вкусовым характеристикам к натуральному продукту и имеет мало общего с распространенными на рынке соевыми заменителями животных белков.

Прошлым летом бургеры с искусственным мясом от Impossible Foods впервые появились в ресторане Momofuku Nishi и с тех от клиентов нет отбоя, пишет Business Insider. Помимо этого, их мясо также продается в сети фаст-фудов Umami Burger.

Напоследок отметим, что по данным Allied Market Research каждый год рынок продуктов из растительного мяса будет расти на 8,4% и к 2020 году достигнет показателя в $5,2 млрд.

Источник: hightech.fm (1, 2, 3)

Disqus Comments Loading...